Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки феодальной России. Выпуск 11 - Страница 5

События 1147 г., по-видимому, послужили своеобразным толчком для дальнейшего развития культа св. Климента — уже за пределами Киева. В 1153 г. новгородский архиепископ Нифонт — между прочим, наиболее решительный противник Климента Смолятича, не признавший его прав на митрополию, — заложил церковь Св. Климента в Старой Ладоге.31 Позднейшая Новгородская Третья летопись сообщает под тем же годом о построении церкви Св. Климента и в самом Новгороде, на Иворовой улице,32 однако насколько достоверно это известие, сказать трудно. Как полагают, епископ Нифонт мог познакомиться с сочинениями, посвященными св. Клименту, и проникнуться особым почтением к этому мученику за веру во время своего вынужденного пребывания в Киеве в 1149 г., когда он, по воле князя Изя-слава Мстиславича и митрополита Климента Смолятича, был заточен в киевском Печерском монастыре.33 Искусствоведы относят ко времени святительства Нифонта (предположительно, после его возвращения из Киева в Новгород в 1150 г.) некоторые памятники новгородского искусства, так или иначе связанные с почитанием здесь св. Климента. В частности, речь идет о так называемой архангельской ставро-теке — серебряном с позолотой ящичке для хранения частиц Креста Господня и мощей святых с уникальным изображением св. Климента,34 а также росписях псковского Спасо-Мирожского монастыря (основанного также Нифонтом), среди которых, по наблюдениям О. Е. Этин-гоф, имеется житийный цикл св. Климента, включающий в себя эпизоды, известные по славянским агиографическим сочинениям о святом: крещение св. Климентом римлян, прибытие в ссылку, моление об источнике воды, чудо с агнцем (чудо с проявлением источника) и чудо над отроком.35

После разорения Киева и разрушения киевской Десятинной церкви в 1240 г. культ св. Климента начал угасать. Его продолжали чтить в Новгороде (по мнению Т. Ю. Царевской, последний взлет в почитании св. Климента относится здесь ко времени святительства архиепископа Климента; 1273/1276—1299),36 в Северо-Восточной Руси (так, в средневековой Москве известны две церкви Св. Климента — в Чертолье и Замоскворечье). Но уже никогда культ св. Климента не имел такого значения, как в Киевской Руси.

О судьбе мощей святого после разрушения киевской Десятинной церкви ничего определенного сказать нельзя. В настоящее время считается, что глава св. Климента находится в Дальних пещерах киевского Печерского монастыря.37 Однако такое отождествление одной из мироточивых глав из киевских пещер было предложено лишь в конце XIX в., и достоверность его вызывает сомнения. Частицы мощей св. Климента позднее оказались во многих местах — например, в новгородском Софийском соборе (упомянуты по описи 1749 г.);38 в воз-двизальном кресте 1494—1495 гг. из Жировицкого монастыря в Литве, созданном, по всей видимости, в Смоленске;39 в напрестольном серебряном позлащенном кресте из Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге40 и др. Наконец, мощи св. Климента являются одной из святынь Свято-Климентовского монастыря в Инкермане (под

Севастополем, в Крыму); согласно местному монастырскому преданию, глава св. Климента была передана в монастырь из Киево-Пе-черской лавры и положена в церкви Св. Димитрия Солунского.

* * *

Рим, Херсонес и Русь — три важнейшие вехи в судьбе св. Климента, как она представлена в памятниках «Климентовского цикла». Каждый из этих географических пунктов стал этапом и в развитии «Климентовской» легенды, послужил поводом к появлению новых сочинений о святом. В соответствии с этим, можно выделить три группы памятников, бытовавших в русской книжности, — переводные с греческого языка, оригинальные славянские и (в числе последних) собственно русские.

Памятники первой группы отражают, в основном, тот комплекс сведений о св. Клименте, который сложился во время пребывания его мощей в «глубине моря», до первого их перенесения в 860/861 г. В этих памятниках получили развитие несколько сюжетов: легендарная история жизни Климента и его родных; его ученичество апостолу Петру; пастырское служение в Риме; ссылка в Херсонес и пастырское служение в этом «варварском» городе; чудесное открытие здесь источника с пресной водой; мученическая кончина в море с якорем на шее; чудесное создание церкви в честь Климента «посреди моря» и ежегодное чудо семидневного отступления воды; наконец, чудо св. Климента, спасшего отрока, оставленного родителями «в забытьи» возле его гроба.

Рассмотрим эти памятники подробнее.

1. Наибольшим по объему является так называемое «пространное» (по терминологии Е. М. Верещагина), или «обширное» (по терминологии П. А. Лаврова и Ю. К. Бегунова) Житие святого, представляющее собой псевдо-эпиграф: оно написано от имени самого Климента в форме его послания к апостолу Иакову, «брату Господню по плоти», первому епископу Иерусалимскому. Основное содержание Жития — рассказ о судьбе Климента и его родных и о судьбе наставника Климента апостола Петра, первого епископа Римского (сюжеты, связанные с апостолом Петром, занимают значительную часть пространного Жития св. Климента, откуда еще одно его название: «Сокращение деяний апостола Петра»). Житие широко распространено в древнерусской книжности и встречается во многих четьих сборниках и Минеях

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru