Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Одиссея казачьего офицера - Страница 5 История России

К 6 мая, Дню Рождения Государя Императора, 1-й Екатеринодарский полк готовился к присяге молодых казаков и джигитовке. Обратившись с просьбой о включении в число джигитов сотни к своему непосредственному начальнику, взводному уряднику Победа, Елисеев был скептически «оценен» им словами:


-  «Та Вы щэ молоды-ый...», - но зачислен в команду.

Однообразная сменная езда Федю не устраивала, и он не пропускал по дороге на ипподром ни одного препятствия, чтобы не прыгнуть через него.

-  «Ну і вольноопрыдыляющый, бісовоі душі! Ны одныі канавы нэ пропустэ... всэ стрыба, та стрыба /прыгает/... і звіткіля він такый узявся?!» - удивленно обращался урядник к казакам. /Ст. урядник Д. Ю.Победа, казак ст. Пашковс-кой, был в 1918 году сожжен большевиками под копной сена/.

...Звуки сводного хора трубачей открывали торжество. Конная группа, возглавляемая седым генералом - Наказным Атаманом Кубанского Войска М. П.Бабычем2, проследовала к полку. Развернутое Знамя с ассистентами, блестящее серебро эполет на фоне черных черкесок и красного цвета бешметов, га-луны-«наплечники» трубачей и весь в серебре штаб-трубач-вахмистр с пышными черными, с проседью, подусниками и со многими шевронами на рукаве черкески - казалось, «что разверзлись небеса и оттуда спустились старые Запорожцы... показать нам всю красоту и величие казачьей строевой жизни».

Молебен, поднятые кверху правые руки со скрещенными «крестом» пальцами, слова присяги, повторяемые за полковым священником...

Заезд джигитов. Рядом, как-то нервно прохаживался «молодой Хо-рунжий, маленького роста блондин, в темной черкеске, черном бешмете и папахе, при дорогом оружии /шашка с массивными «клина-ми»/. «Их благородие хорунжий Андрий Шкура» - ответили казаки Елисееву на вопрос о том, кто это. Это был будущий герой Кубани, генерал Шкуро.

По дорожке расставлены стоя пять папах. Объявили, что одна дама дала платочек, с завязанным в нем серебряным рублем. «Та цэ-ж цілых дві бутылкы горілкы... ой, пропав мій руп /рубль/», - шутили казаки, когда очередной наездник, на галопе, склонялся с седла, чтобы подхватить магический платочек. Он лежал рядом с третьей папахой.

Дошла очередь и до Елисеева. Подхватив первые две папахи и, по положению, бросив их высоко вверх, Федя умышленно пропустил третью и, подлетая к платочку, напрягшись, низко свесился с седла и сгреб его. Захватив платок зубами, он подхватил четвертую и пятую папахи. Никто не смог сделать подобного. 1-й приз за джигитовку, массивные, величиной в кулак, серебряные часы с цепочкой, в футляре голубого бархата - были вручены Елисееву Наказным Атаманом.

Что такое казачья джигитовка?

«Культом джигита и наездника, я был захлестнут с того возраста, когда ручонками смог дотянуться до гривы лошади, что на холке и взобраться ей на спину».

Быть джигитом в станице считалось верхом совершенства каждого молодецкого казака. Этот культ они воспринимали с младенчества, его прививали старшие.

Кавказские горцы, кочевые народы Туркестана и Сибири были прекрасными наездниками, но не джигитовали. В мирное время, перед Великой войной 1914-17 г. г., они не выставляли в Русскую Армию конных частей. Существовали Туркменский конный дивизион в Туркестане, Дагестанский конный полк и Осетинский конный дивизион на Кавказе, но эти части не служили по мобилизации, а создавались на добровольных началах. Они не джигитовали, никто из них не имел конного спорта - джигитовки, которую имели казаки всех Войск России.

Всадники - воины туземных частей, называли «джигитом» смелого, лихого наездника, но не «акробата в седле», как это было у казаков.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.