Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Патриарх Тихон - Страница 2

Простое перечисление мест, где после окончания в 1888 г. Духовной Академии протекало церковное служение святителя Тихона, показывает, что будущий Российский Патриарх смог, по Промыслу Божию, хорошо узнать многообразные и очень несхожие между собой условия духовной, национальной и общественно-государственной жизни Русской Православной Церкви, попечение о которой было на него возложено в 1917 г.

Около двух лет Василий Беллавин был преподавателем в родной Псковской семинарии. В 1891 г. он был пострижен в монашество с именем Тихон в честь любимого им святителя Тихона Задонского. Вскоре его рукоположили в сан иеромонаха и направили в Холмскую духовную семинарию (Варшавской епархии), где он становится сначала инспектором, затем ректором. Ученики его очень любили, как и все почти, кто с ним встречался. На 33-м году жизни, в 1897 г., совершилась его хиротония во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Церковная жизнь в этих местах сильно осложнялась острыми национальными и религиозными распрями. Многие православные священнослужители в ответ на провокации униатов и польских националистов обращались за помощью к гражданским властям, что приводило иногда к грубому насилию над совестью людей, отказывавшихся переходить в православие. Владыка Тихон никогда не прибегал к аргументам “с позиции силы”, что не мешало ему успешно защищать православную веру. Об этом периоде его жизни ярко вспоминает митрополит Ев-логий (Георгиевский): “Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди простого народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было весело, приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом, и этот же путь он указал и мне. В сане епископа он еще больше углубил и расширил свою связь с народом и стал действительно для Холмщины “своим” архиереем. Мне постоянно во время поездок по епархии приходилось слышать самые сердечные отзывы о нем духовенства и народа”4.

Очень скоро, в 1898 г., молодого епископа Тихона отправили в Америку. Он очень деятельно взялся за благоустройство своей огромной епархии, в которую входили Соединенные Штаты Америки и Канада, изучил местные язык и

Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 93-94.

Традиции. Удивительные по размаху и христианскому духу плоды его архипастырских трудов сделали святителя Тихона одним из самых почитаемых святых православной Америки.

В 1907 г. Владыка Тихон, возведенный уже в сан архиепископа, был переведен на одну из крупнейших и древних епархий России - на Ярославскую кафедру. Он принимал близко к сердцу все, что касалось жизни, блага и интересов народа, и его деятельность не ограничивалась только церковными делами. Будучи избран почетным членом Союза русского народа, он оказывал большое влияние на работу этого Союза в Ярославле. Следует отметить, что даже большевики при подготовке судебного процесса против Патриарха не смогли предъявить ему в связи с этим никаких обвинений, кроме самого факта совместной работы с ярославскими деятелями Союза. Патриарх ответил: “Да, я работал с перечисленными лицами и паству свою звал работать вместе со мною, полагая, что на Руси быть русским не предосудительно”4.

Архиепископ Тихон был человеком свободных, широких взглядов, достаточно демократичным и независимым. Из-за случая, когда он не согласился с губернатором Ярославля и, по-видимому, в связи с жалобой последнего Владыка был переведен в 1914 г. на Виленскую кафедру. Вскоре началась война. Надо было думать о беженцах, приходилось эвакуировать святыни из тех мест, которым угрожала оккупация. В частности, архиепископу Тихону пришлось перевезти в Москву мощи Виленских мучеников, у него же сохранилась и чудотворная Жировицкая икона Божией Матери, впоследствии им возвращенная в Жировицкий монастырь.

После февральской революции 1917 г. обер-прокурором Святейшего Синода был назначен В. Н. Львов. Новые правители на словах признавали независимость Церкви, говорили об отделении Церкви от государства, а на деле стремились, контролируя церковную жизнь, реформировать ее в духе популярных в то время либеральных идей, не считаясь при этом ни с православными святоотеческими традициями, ни с канонами Вселенских Соборов.

В. Н. Львов сразу же сместил с кафедр двух старших митрополитов: Московского Макария (Невского) и Санкт-Петербургского Питирима (Окнова), затем вскоре распустил Синод, чтобы новый состав сделать для себя более удобным. В числе опальных оказался и архиепископ Виленский Тихон, бывший в это время членом Святейшего Синода. Стремясь провести согласных со своей линией кандидатов, В. Н. Львов организовал выборы новых архиереев на освободившиеся Московскую и Петербургскую кафедры и еще в нескольких епархиях, которые возглавляли неприемлемые с точки зрения реформаторов епископы.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.