Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Патриарх Тихон - Страница 3

1} Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 / Сост. М. Е. Губо-нин. М., 1994. С. 224.

В древности в силу существовавшей с апостольских времен традиции участие всего народа в выборах епископов было обычным делом, но никогда церковные каноны не предоставляли мирянам права ограничивать власть и независимость архиереев, которым всегда принадлежит “последнее слово”.

Выборы не принесли успеха В. Н. Львову, кандидаты которого были отвергнуты церковным народом. На Московскую кафедру 4 июля 1917 г. был избран уволенный обер-прокурором из Синода архиепископ Виленский Тихон. Столь же неудачными оказались попытки церковных реформаторов добиться избрания большинства своих кандидатов членами созываемого Поместного Собора и навязать этому Собору свою программу, хотя выборы проходили согласно положению, разработанному при большом влиянии реформаторов.

Собор открылся в день Успения Божией Матери. Председателем Собора был избран святитель Тихон, возведенный за несколько дней до этого в сан митрополита. Существенные вначале партийные разногласия постепенно изживались, члены Собора осознавали свою ответственность, начали работать согласованно, и очень скоро подавляющее большинство направило всю свою энергию на созидательную работу. В законопроекте о высшем церковном управлении Предсоборный совет, сформированный под влиянием В. Н. Львова, не упоминал о восстановлении патриаршества, но после многих заседаний и горячих дискуссий было решено избрать Патриарха. Голосованием выделили трех кандидатов, из которых Патриарх должен был избираться посредством жребия. Первым был известный богослов архиепископ Антоний (Храповицкий), вторым стал один из авторитетнейших архиереев Новгородский архиепископ Арсений (Стадницкий) и только третьим - митрополит Московский Тихон.

5/18 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя во время совершения Божественной литургии перед Владимирской иконой Божией Матери, которая была специально принесена из Успенского Собора в Кремле, стоял запечатанный ковчег со жребиями. После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий. Старейший иерарх, будущий священ-номученик митрополит Киевский Владимир огласил имя избранного: “митрополит Тихон”. В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе Московского Кремля была совершена интронизация Патриарха Тихона.

Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на плечи нового Патриарха. После разгона Учредительного собрания он оказался единственным законно избранным вождем народа, так как в выборах членов Собора участвовало большинство населения страны. Народ необыкновенно любил и чтил своего архипастыря. Патриарха часто приглашали служить в разные храмы Москвы и Подмосковья. Когда он приезжал в какой-нибудь подмосковный город, весь народ встречал его, так что в городе обычно прекращали работать на все время его пребывания.

Почти сразу после Октябрьской революции отношения государственной власти и предстоятеля Русской Православной Церкви приобрели характер острого конфликта, так как уже первые декреты советской власти коренным образом ломали и церковную, и народную жизнь. Самые тяжелые удары большевики стремились нанести именно Церкви.

Вскоре после обстрела Кремля и вооруженного захвата Александро-Нев-ской и Почаевской Лавр Патриарх Тихон выпустил послание от 19 января (1 февраля) 1918 г., известное как “анафематствование советской власти”4. Патриарх мужественно исполнял свой пастырский долг, разъясняя народу смысл происходящего с церковной точки зрения и предостерегая от участия в грехах и преступлениях, в которые стремились втянуть простой народ большевики. В послании Патриарх выступил против разрушения храмов, захвата церковного имущества, гонения и насилия над Церковью. Указывая на “зверские избиения ни в чем не повинных людей”, которые совершаются “с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью”, святитель Тихон призывал творящих беззакония опомниться, прекратить кровавые расправы и данной ему от Бога властью запрещал тем из беззаконников, кто носил еще имя христианское, приступать к Святым Тайнам Христовым. Отлучив от Церкви всех “творящих беззакония”, Патриарх призвал христиан не вступать в общение и союзы с кем-либо из них. И хотя в послании речь шла лишь об отдельных “безумцах” и советская власть прямо не называлась, послание было воспринято как анафема советской власти.

Принятием и проведением декрета Совнаркома РСФСР “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” от 23 января 1918 г. государство, активно вмешиваясь во внутреннюю жизнь Церкви, встало на путь прямой конфронтации по отношению к ней. Любопытны материалы, приобщенные чекистами в ходе следствия над Патриархом Тихоном, свидетельствующие о попытках верующих ответить на агрессию безбожной власти созданием братств и союзов для защиты Церкви. Весной 1918 г. была образована делегация Высшего церковного управления для защиты пред правительством имущественных и иных прав Православной Церкви в составе видных деятелей Церкви протопресвитера Н. А. Любимова, А. Д. Самарина, проф. И. М. Гро-могласова и других. Публикуемые в сборнике отдельные протоколы заседания Делегации, обобщавшие сообщения с мест, рисуют чудовищную картину первой волны разрушения и ограбления храмов в 1918 г. Как свидетельствуют документы, духовенство и верующие активно противостояли разрушительной политике большевиков. По материалам следствия открываются ранее малоизвестные факты об антиправительственных выступлениях в Звенигороде, Павловом Посаде и ряде других мест. Выступление жителей Саввинской

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.