Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Патриарх Тихон - Страница 5

Осенью 1919 г. явилось сенсационное сообщение РОСТА о якобы написанном Патриархом Тихоном и широко распространяемом на территории, занятой Колчаком и Деникиным, одобрительном приветствии Колчаку с благословением его побед. Это был период наступления на Москву войск генерала Деникина, уже захвативших Орел и приближавшихся к Туле. Власти ожидали немедленного опровержения со стороны Патриарха этого сообщения в надежде на его публичное объявление своего отношения к советской власти. Однако полное молчание Патриарха по этому поводу означало лишь, что он не отреагировал на провокацию властей. Тогда Патриарх был вызван в ВЧК и допрошен М. И. Лацисом. В следственном деле отсутствует протокол первого допроса Патриарха, но информация о допросе содержится в публикуемом документе № 28 (раздел I). На допросе Патриарх отказался пересмотреть отношение к советской власти, зафиксированное в его посланиях 1918-1919 гг. После этого 24 декабря 1919 г. последовало решение ВЧК подвергнуть Патриарха домашнему аресту, главная цель которого заключалась в его изоляции. Появление Патриарха на службах, по мнению ВЧК, могло повлечь за собой массу нежелательных последствий и дать возможность духовенству с помощью богослужений влиять на массы. Проводимое в отношении Патриарха следствие давало ВЧК возможность отвечать отказом на многочисленные ходатайства приходских советов о разрешении служить Патриарху: “...раз он находится под судом и домашним арестом, мы разрешений давать не можем” (см.: I, №№ 29-40).

В конце 1918-1919 гг. советской властью инициируется целая программа “разоблачительных” мер общегосударственного масштаба, центральное место среди которых заняла кощунственная и лживая кампания вскрытия святых мо-щей2. Всего за это время вскрыто 65 рак с мощами российских святых, в том

Числе и особо почитаемых, таких как преп. Сергий Радонежский и преп. Серафим Саровский. Глумление над святыми мощами потрясло весь православный мир. Осквернение святых мощей и надругательство над религиозными чувствами верующих вызвали волну выступлений по всей России. Об этом красноречиво рассказывают протоколы вскрытия специальными комиссиями рак со святыми мощами, результаты медицинских освидетельствований и другие материалы, приобщенные в качестве вещественных доказательств к делу (см.: II, №№ 15, 17, 18, 21, 25, 26, 28, 33). Патриарх Тихон не мог оставить без ответа это глумление и написал воззвание, требуя прекратить кощунства. Кампания не имела успеха, народ не ушел из Церкви.

Вскрытие мощей сопровождалось закрытием монастырей. В 1919 г. власти посягнули на национальную святыню - Троице-Сергиеву Лавру и святые мощи преп. Сергия Радонежского, вызвав этим бурю возмущения. Патриарх Тихон обратился к В. И.Ленину с просьбой приостановить вывоз мощей, предупреждая о возможном неповиновении верующих: “...Вскрытие мощей Нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отечески вещать народу: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам...”4. Конфликт принял настолько острые формы, что власти вынуждены были направить в Лавру специальных представителей Рабоче-крестьянской инспекции во главе с П. Н. Мольвером, которые в результате расследования пришли к утверждению, что действия властей являются незаконными, поэтому жалоба Патриарха Тихона должна быть удовлетворена. Столь дерзновенно-честное заявление рабкриновцев обернулось для них судебным разбирательством и тюремным заключением П. Н. Мольвера. В сборнике публикуются уникальные документы, свидетельствующие о борьбе, которая развернулась между представителями власти, в связи с намерением центрального руководства ликвидировать Лавру и осквернить святые мощи преп. Сергия Радонежского (см.: II, № 42-45, 53-55, 59, 60, 63-66).

13 сентября и 10 октября 1920 г. св. Патриарх Тихон был подвергнут допросам. Из-под домашнего ареста он был освобожден не ранее сентября 1921 г., хотя постепенно режим ареста был ослаблен и святителю разрешали выезжать на служение. Малоэффективно сть применения военных методов в войне с Церковью, невозможность преодолеть ее влияние на массы одним махом побудили власть искать другие способы разгрома Церкви. Несмотря на то, что в конце 1920 г. закончилась гражданская война, положение партии большевиков было трудным. В 1921 г. недовольство крестьян экономической политикой большевиков, бесконечными конфискациями и продразверсткой переросло в крестьянскую войну в Тамбовской губернии, на Дону, Кубани, в Среднем Поволжье и Западной Сибири. Волнения перебросились в вооруженные силы, весной 1921 г. против большевиков выступили матросы и красноармейцы

Кронштадта. Советское Правительство потопило в крови все очаги выступлений. Переход к новой экономической политике, изображавший отход от прежнего курса “военного коммунизма”, освобождение экономической жизни от тотального партийного контроля сопровождался усилением диктата партии над политической и духовной жизнью общества. Монополизации большевиками права на политическую деятельность сопутствовали жестокая борьба с оппозицией, “усиление идеологической борьбы” во всех сферах жизни общества, внутрипартийная схватка в самой РКП(б). Высылка интеллигенции, процессы над эсерами и меньшевиками, а затем и над духовенством, наконец, страшный голод в Поволжье стали жуткой трагедией тех лет.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.