Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Патриарх Тихон - Страница 6

Новый удар по Церкви, давно вынашиваемый большевиками, начался кампанией по изъятию церковных ценностей. Прикрытое демагогическими заявлениями об использовании церковного золота на помощь голодающему народу, приуроченное к голоду изъятие должно было решить несколько задач: устранить Церковь из общественной жизни, дискредитировать и уничтожить сословие духовенства, пополнить партийную кассу средствами для развертывания мировой революции и укрепления пролетарского государства.

В годы бедствий Церковь всегда приходила на помощь народу. Летом 1921 г., после обращения Патриарха Тихона к российской пастве, народам мира, главам христианских церквей за границей, в храмах России начались сборы пожертвований. Одновременно Патриарх в письме от 22 августа 1921 г. предложил властям широкую программу помощи голодающим, в том числе создание Церковного комитета в составе духовенства и мирян для организации помощи. Но политическое руководство страны сначала строго регламентировало благотворительную деятельность Церкви, а вскоре и вовсе закрыло Церковный комитет помощи голодающим и сосредоточило собранные ценности в своих руках. Смысл запрета самой Церкви участвовать в борьбе с голодом становится ясен в виду истинных, а не пропагандистских целей кампании по изъятию церковных ценностей.

С начала 1922 г. партия приступает к подготовке кампании, а главный инициатор изъятия Л. Д. Троцкий диктует ВЦИКу необходимость выпуска специального декрета о конфискации церковного золота. 19 февраля 1922 г. во время подготовки декрета Патриарх Тихон обратился с воззванием, в котором предложил решение, обеспечивающее и сохранение церковных предметов, необходимых для отправления культа, и сбор необходимых для голодающих средств: “в объеме вещей, не имеющих богослужебного употребления”. Патриарх настаивал на сохранении за Церковью таких ценностей, без которых невозможно было отправление богослужения. В то же время Церковь готова была сдать те драгоценности, которые не предназначались для богослужения. Это могли быть украшения, оклады, драгоценные камни, подвески и т. п. Такой вариант был одобрен ЦК Помгола. Однако в эти дни

Уже готовился типографский оттиск декрета и вопрос об изъятии церковного золота был предрешен.

Декрет об изъятии церковных ценностей, принятый ВЦИК 16 февраля и опубликованный 23 февраля 1922 г., положил начало широкомасштабной акции ограбления православных храмов и монастырей России, “расстрельному” 1922 году3. В декрете речь шла о сдаче государству всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней, включая предназначенные для богослужения, запрещалась замена драгоценных предметов, имеющих “богослужебное употребление” равноценным количеством золота и серебра. В каждой губернии создавалась комиссия под председательством одного из членов ВЦИК, участие духовенства в ее работе исключалось, Церковь была отстранена от организации сдачи ценностей. Таким образом, добровольное пожертвование церковного имущества декретом было заменено на насильственное изъятие. Контроль со стороны духовенства был для большевиков совершенно неприемлем, так как в это время из разных стран, которые откликнулись на призывы Патриарха и других русских общественных деятелей, уже поступила продовольственная помощь в достаточном количестве, и в привлечении для этих целей церковных средств не было необходимости. Декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 г. большевики не только запретили Церкви прийти на помощь голодающим, но сознательно провоцировали конфликт между государством и Церковью, решив принудительно взять все ценности. Патриарх Тихон понимал, что объявлялась война.

В письме к М. И. Калинину от 25 февраля 1922 г. Патриарх призвал власть отказаться от столь неожиданного решения, чреватого непредсказуемыми последствиями4. Но попытки святителя Тихона предотвратить неизбежный конфликт были интерпретированы как стремление “черносотенного духовенства” защитить церковное добро. Тогда Патриарх Тихон обнародовал свое послание от 28 февраля 1922 г., осудив декретированное изъятие как “акт святотатства”4.

Фактическая канва развернутой весной 1922 г. операции по изъятию церковных ценностей, достаточно хорошо известная по новейшим исследованиям4, включает в себя массовые расстрельные процессы над духовенством, арест и следствие над самим Патриархом Тихоном. Организатором и руководителем крупнейшей антирелигиозной кампании выступало Политбюро ЦК, среди членов которого В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий отличались наиболее жесткой позицией. Общее руководство подготовкой кампании возлагалось на ее инициатора Л. Д. Троцкого, назначенного особоуполномоченным Совнаркома по учету и сосредоточению ценностей.

Кампания открывалась постановлением Политбюро ЦК 11 марта 1922 г. о создании особой ударной “совершенно секретной” Московской комиссии в составе члена Президиума ВЦИК Т. В. Сапронова, первого заместителя председателя ГПУ И. С. Уншлихта или начальника Московского губернского отдела ГПУ Ф. Д. Медведя, Р. С. Самойловой-Землячки и снявшего с себя сан священника М. В. Галкина. Устанавливался жесткий партийно-чекистский контроль над комиссиями по изъятию, что усиленно конспирировалось. Ширмой для прикрытия деятельности совсекретной комиссии выставлялся Помгол, а председателем Центральной комиссии по изъятию был назначен М. И. Калинин. Определялись жесткие сроки проведения кампании - она должна была начаться в марте месяце и закончиться к XI съезду РКП(б), который намечался на 27 марта - 2 апреля 1922 г. Большевики рассчитывали реквизировать в пересчете на серебро 525 тысяч пудов церковного богатства. Одновременно Политбюро ЦК РКП(б) приступило к активной организации обновленческого движения для раскола Церкви изнутри и 13 марта 1922 г. по предложению Троцкого постановило допустить “советскую” часть духовенства в органы Помгола “в связи с изъятием ценностей из церквей”4. В ответ на действия властей Патриарх Тихон в заявлении, опубликованном 15 марта 1922 г. в “Известиях ВЦИК”, призывал Комиссию по изъятию при Помголе с “должной осторожностью отнестись к ликвидации ценного имущества” и убеждал, что у Церкви нет такого количества золота4.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru