Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Полюдье - Страница 1 История России

Ю. М. КОБИЩАНОВ

ПОЛЮДЬЕ:

Явление отечественной и всемирной истории цивилизаций


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ АФРИКИ  *

Ю. М. Кобищанов

ПОЛЮДЬЕ:

ЯВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

МОСКВА

РОССПЭН

1995

Издание

Осуществлено при финансовой поддержке

Российского гуматтафного намного фонда,

Проект № 95-06018680 б

Ответственный редактор Д. И.Н. И. В.Следзевский

Редактор А. Н.Мосейко

Рецензенты:

К филос. н. А. Н.Мосейко дин. В. В.Наумкин

Художественное оформление А. К.Сорокин

ЮЛУИСобищанов

Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. - М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 1995. - 320 с.

Книга посвящена ключевому явлению вемирной истории раннефеодальных обществ и цивилизаций - комплексу полюдья, соединявшему в себе экономические, социальные, политические, судебные, религиозно-ритуальные и другие функции. На материале более чем ста обществ Древнего Востока, Южной, Восточной, Юго-Восточной и Центральной Азии, Сибири, Кавказа, Африки и Океании, Восточной и Западной Европы эпохи средневековья и нового времени (до начала 20 в.) показано разнообразие форм полюдья, связь этого явления с различивши социальными институтами.

ISBN 5086004-022-9  (с) “Российская политическая

Энциклопедия”(РОССПЭН),

1995

© Ю. М.Кобищанов, 1995

ВВЕДЕНИЕ

В Киевской Руси полюдьем назывался ежегодный объезд князем своих владений для сбора дани и других целей. Явления сходного типа были широко распространены в разных регионах мира на стадии перехода от первичной формации к феодальной (соответственно предложенной мной теории большой феодальной формации) [135]. Эти явления, или, точнее, комплексы носили в каждом из обществ местные названия, но на русском языке они могут быть обозначены древнерусским термином полюдье. При полюдьи носитель раннегосударственной власти (вождь-жрец, священный царь) или его заместитель (наследник престола, близкий родственник, наместник, посланец и т. д.) обходил по традиционному маршруту подвластные ему общины, княжества и пограничные земли, осуществляя здесь свои привилегии и выполняя свои главные функции. Географический диапазон полюдья широк, он охватывает большую часть средневековой Европы, Кавказ, степной пояс Евразии, Сибирь, Древнюю Переднюю Азию, Северную и Северо-Восточную Африку, большую часть Тропической Африки, Мадагаскар, Полинезию и Микронезию в Океании, Южную и Юго-Восточную Азию, а также, вероятно, Древний Китай и раннесредневековую Японию. Возможно также феномен полюдья существовал и в других исторических регионах. Однако уже тот материал, который нам удалось выявить о полюдьи, позволяет говорить о нем, как о всемирно-историческом явлении, характерном для начального этапа и становления феодального общества, а также средних ступеней его развития.

Почти в каждом из регионов мы находим как стадиально ранние, так и высокоразвитые и деградировавшие формы полюдья. И вместе с тем каждый из регионов представляет по-своему замечательный исторический материал, необходимый для изучения полюдья как всемирно-исторического явления.

В Европе самые ранние сведения о полюдьи происходят из Скифии VI-V вв. до Р. Х. и Ирландии несколько более позднего времени. Основная масса европейских материалов датируется временем от падения Римской империи до периода образования абсолютистско-бюрократических государств. Европейские формы полюдья отличаются большой однородностью. Ни Киевская, ни Новгородская, ни Ростовско-Суздальско-Владимирская Русь не составляют в этом исключения.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru