Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Проблемы истории России - Страница 2

«Поле» формировало Брониславу Борисовну не только как археолога, оно раздвигало горизонт научных интересов, ставило новые задачи, предлагало пробовать себя в новых видах деятельности. Б. Б. Овчинникова оказалась прекрасным организатором. Тогда же, в середине 60-х, начался ее первый крупный полевой проект: Саяно-Тувинская археологическая экспедиция. Просуществовав 15 лет (1966-1981), Тувинская экспедиция не только дала обильный и первоклассный исследовательский материал, но стала частью жизни для многих ее участников. Это стало возможным и потому, что душой экспедиции была ее руководительница, проявившая еще один свой талант - талант педагога. У меня такое впечатление, что этот талант проявился там, может быть, раньше, чем в учебных аудиториях или в работе с курсовиками. Так получилось, что мне довелось общаться с некоторыми «тувинцами», а с некоторыми - дружить, хотя в те годы, когда состоялось это знакомство, между нами была возрастная бездна: они были старше на 5-6 лет. Кто-то оканчивал университет, кто-то уже работал, и мне, первокурснику, было невероятно лестно общаться с этими искушенными людьми. Так вот, я хорошо помню, с каким восторгом они вспоминали Туву и с какой любовью и гордостью отзывались о своем руководителе - Брониславе Борисовне Овчинниковой. Пройдя впоследствии не один полевой сезон, «колхоз» и стройотряд, я совершенно твердо могу сказать, что ни романтика костров, гитар и палаток, ни неформальное общение с друзьями по отряду, ни упоение суровыми буднями непросыхающего спальника и клейстерных «рожек», сваренных в ведре, сами по себе не обретают завершенное-ти и цельности, не становятся важным жизненным этапом без общения с человеком «доброго ума» и «умного сердца» (парафразируя С. Я. Маршака), открывшего тебе «поле» и сплотившего общей целью. Без человека, способного понять твои своеобразные (в силу возраста) юмор, песни, настроения и делом и примером своими научить любить будущую профессию. Таким человеком была для «тувинцев» Бронислава Борисовна. Она такой и осталась. И много позже, создав и возглавив Лоос-кую экспедицию на Северном Кавказе, и руководя уральским отрядом в составе Новгородской археологической экспедиции МГУ.

Новгород в судьбе Б. Б. Овчинниковой - это еще одна важная тема. Первые студенты-историки Уральского университета отправились в Новгород в рамках прохождения учебной практики в 1979 г. Профессиональный археолог, коммуникабельный и открытый всему новому человек, Бронислава Борисовна, руководившая практикой, конечно же не могла довольствоваться только учебными целями. Ведь в Новгороде, продолжая дело академика А. В. Арциховского, работала экспедиция под руководством Валентина Лаврентьевича Янина; на глазах уральцев свершались открытия мирового значения - грехом было оставаться просто свидетелями этих событий. Установив творческие и просто по-человечески добрые контакты с московскими археологами и сотрудниками Новгородского историко-культурного музея-заповедника, Бронислава Борисовна сумела превратить заурядную практику в явление большого научно-педагогического значения. Уже 23 года студенты истфака УрГУ не просто знакомятся с работой московских коллег, но принимают в ней участие, проходя великолепную школу общения с настоящими профессионалами своего дела. В новгородский отряд к Брониславе Борисовне стремятся попасть даже те студенты, которые обучаются в рамках других специальностей и вовсе не обязаны проходить эту практику; поездка в Новгород становится для них одним из самых ярких впечатлений студенческих лет. А в работе Б. Б. Овчинниковой новгородская сюжетика отразилась циклом научных статей, темами курсовых и дипломных сочинений, оформилась в направление для аспирантских изысканий.



В


•-'Л#

1Гш


На практике в Великом Новгороде. 1997-1998 гг.


Имея дело с памятниками материальной культуры разного происхождения, общаясь не только с представителями университетской и академической науки, но и с работниками музеев, Б. Б. Овчинникова пришла к убеждению в необходимости подготовки музейных сотрудников с высшим историческим образованием. В результате по ее почину на кафедре истории России (бывшей кафедре истории СССР досоветского периода) была открыта специализация по музееведению. Как говорится, «инициатива наказуема»: Брониславе Борисовне первой же и пришлось взять на себя разработку учебных и рабочих планов новой специализации, лекционных курсов и содержания практических занятий, написание авторских учебных пособий. Впрочем, слово «пришлось» здесь не уместно - свою работу она всегда выполняет с удовольствием. Для Б. Б. Овчинниковой музееведение стало таким же родным и важным, как и все остальное, составляющее круг ее интересов. И вновь учебная составляющая теории и практики музейного дела оказалась в ее творчестве неразрывно связанной с исторической наукой, развернувшись в проблему изучения истории музейного дела в России. Исследуя превращение коллекционирования в специальную отрасль культуры, обращаясь к теме появления частных собраний «куриозов», памятников древности и предметов искусства, к теме становления государственных музеев, меценатства как финансовой основы музейного дела и потребности человеческой души, Бронислава Борисовна начала осваивать совершенно новый для себя, как археолога и специалиста в области древней и средневековой истории, хронологический и источниковый срез. Новые герои ее изысканий были людьми ХУШ-Х1Х столетий, и сам феномен музейного дела в России вызревал в эпоху Нового и Новейшего времени, во взаимодействии и под влиянием европейских вкусов и пристрастий. Проблематика ширилась, она выводила на вопросы изучения истории научных обществ и формирования археологии как вида профессиональной деятельности и научной исторической дисциплины. Работая по этим направлениям, Бронислава Борисовна и ее ученики опирались в том числе и на региональный, урало-сибирский материал.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru