Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Проблемы истории России - Страница 3

Через музееведческую тематику Б. Б. Овчинникова вновь возвращается к первоначальным географическим рамкам своих исследований.

Конечно, это было возвращение иной направленности и иного качества. Владение обширной и разнообразной (в том числе и в смысле типологического и видового разнообразия Источниковой базы) информацией по урало-сибирской истории и многолетнее осмысление этой информации позволили увидеть нужность и перспективность комплексного изучения и преподавания региональной истории. Казалось бы, что эта идея очевидна. Но это очевидность сегодняшнего дня, когда региональный компонент стал обязательным элементом школьной программы, а фразы вроде: «сильная Россия - это сильные регионы», «история России - это история ее регионов», «история России не сводится к истории Москвы» и т. п., превратились в заклинания и почти утратили свой смысл. Тогда, в 80-е и в первой половине 90-х все было совсем не столь однозначно. Конечно, на истфаках уральских университетов (не столь многочисленных как ныне) читался курс по истории Урала, а в школах (хотя далеко не во всех) стараниями энтузиастов факультативно проводились краеведческие уроки, но ни объем, ни, что самое главное, содержание не соответствовали требованиям, вызванным к жизни как переменами в исторической науке, так и новыми задачами процесса образования. В этой обстановке Бронислава Борисовна была одной из первых, кто стал настойчиво предлагать изменить отношение к региональной истории. Она приложила массу усилий для того, чтобы восстановить университетский курс истории Урала, изгнанный было вовсе из учебного плана, и наполнить его новым содержанием. Она была одной из первых, высказавших идею о создании нового учебного пособия по уральской истории, предложив в качестве основы, или, если угодно, первоначального интеллектуального взноса, пухлую папку с собственными лекционными наработками. Эта папка не пропала втуне, подвигнув преподавателей истфака, среди которых был и автор этих строк, к созданию первого пособия по истории Урала для учителей средних школ и войдя, после редакционной обработки, в названное пособие; книжка вышла на средства Департамента образования Свердловской области в 1995 г. Позже, уже с учетом имеющегося опыта, историки факультета продолжили работу по написанию учебной литературы подобного рода. В 1999 г. появился целый комплект по истории Ханты-Мансийского автономного округа (по существу, первый обобщающий труд такого рода по истории

Северо-Западной Сибири), включающий и учебник; в издательстве Уральского университета вышла первая часть двухтомного пособия по истории Урала для студентов исторического факультета, сопровождаемое хрестоматией, а в екатеринбургском издательстве «Сократ» ждет своего выхода в свет учебно-методический комплекс по истории Урала для средних школ. Таким образом выходит, что все это пышное древо учебной литературы по региональной истории взросло не без участия Брониславы Борисовны.

Удивительно и прихотливо порой складываются научные стези. Некоторые ученые остаются привержены одной теме в течение всей своей жизни. Достигаемая при этом глубина освоения проблемы и виртуозная исследовательская техника вовсе не исключают проработки иных сюжетов, которые так или иначе связаны с основным и иерархически соподчинены с ним. Для других свойственно увлечение самыми разными темами, которые развиваются достаточно самостоятельно по отношению друг к другу и с равной степенью успеха. И, очевидно, бессмысленно спорить, кто «более матери-истории ценен»: главное, чтобы труд и тех, и других отвечал высоким профессиональным стандартам. Бронислава Борисовна относится к тем, кто умеет с равной степенью мастерства справляться с разнообразной и многоплановой проблематикой. Тюрки и новгородцы, древнее адыго-абхазское население Кавказа и русские промышленники-меценаты, археология и музейное дело, памятники материальной культуры средневековья и письменные источники новейшего времени - между этими явлениями и объектами на первый взгляд мало общего или вовсе нет ничего общего. Но вот что интересно: в творчестве Б. Б. Овчинниковой весь этот разрозненный материал обретает единство, гармонично объединяется, пересекается, как караванные тропы любимых ею степей. Взаимодействие эпох и традиций, неоднократно явленное мировым историческим опытом, в конце концов находит свое отражение в ее книгах и статьях, учебных пособиях и методических разработках, в диссертационных работах ее учеников.

Бронислава Борисовна Овчинникова прошла немалый путь. Профессор, действительный член Академии Гуманитарных наук, почетный член Консультационного Совета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, автор более полуторасот печатных работ, археолог, чьи находки с большим успехом экспонировались в Венгрии и Турции, чьи лекции и выступления с одинаковым и неизменным интересом слушали студенты и коллеги-историки Москвы и Санкт-Петербурга, Сегеда и Варшавы, признанный тюрколог, поддерживающий научные связи с учеными Венгрии, Польши, Болгарии, Монголии, Японии,

Будапешт. Участники Международного финно-угорского конгресса в Дейре-цене. 1990 г. Слева направо: Л. М. Левина (Институт этнологии и антропологии АН СССР), А. Б. Алаев (Институт востоковедения АН СССР), Б. Б. Овчинникова (Уральский государственный университет им. А. М. Горького), переводчик группы, Л. И. Ашихмина (Коми филиал АН СССР), Н. И. Басовская (Московский государственный историко-архивный институт).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru