Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Радищев и декабристы - Страница 1

Радищев и декабристы - Страница 1

Научно



Атеистическая



Библиотека



А. Н.Радищев и декабристы



Из атеистического наследия первых русских революционеров



Москва



«Мысль»



ББК в».1 Р 15



РЕДАКЦИИ НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ АОН при ЦК КПСС



Редакционная



Коллегия:



Доктор философских наук А. Ф. Окулов (председатель)



Доктор философских наук X. Н.' Момджян



Доктор философских наук А. Д. Сухов



Кандидат философских наук Ю. П. Зуев



Кандидат исторических наук Г. С. Лялина (ученый секретарь)



Составитель и автор комментариев и указателей



Кандидат философских наук Л. В. Поляков



Автор вступительной статьи доктор философских наук А. Д. Сухов



0400000000-012



004 (01) -87  ©  Издательство  «Мысль».  1986



Первые русские революционер ы и их атеистические взгляды



В 1790 г. вышла в свет книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой впервые были сформулированы чаяния самой угнетенной социальной группы России — крестьянства. Это были первые контуры русской революционной демократии. В развитом виде она установилась в России значительно позже — в 40-х годах XIX в.



Революционная демократия — это идеология не только крестьянства, но и демократических слоев города. Но поскольку в России крестьянство было самой значительной частью народа, то в русской революционной демократии и отразились прежде всего интересы русского крестьянства.



Взгляды революционной демократии существенно отличны от тех взглядов, которые были свойственны крестьянству (и демократическим элементам феодального общества вообще) в предшествующий период.



В средние века и в начале нового времени воззрения крестьянства проявлялись в основном на социально-психологическом уровне. Социальная психология крестьянства постоянно подвергалась сильнейшему воздействию господствовавшей в обществе идеологии, трансформировалась ею в соответствии с потребностями верхов. Временами, особенно в период кризисных ситуаций, социальная психология низов в какой-то мере выходила из-под контроля феодальной идеологии, и над ней начинал образовываться собственный идеологический уровень. По сравнению с традиционной идеологией он был тонок, непрочен; некоторое время он с трудом противостоял натиску господствующей идеологии, но в конце концов не выдерживал его. Правда, когда складывались благоприятные условия, он появлялся вновь.



Недостаточная теоретическая и тем более философская обоснованность социальных требований — общий признак крестьянских движений, где бы они ни происходили — в Западной Европе, в России или в странах Востока. С появлением на идейной арене революционной демократии положение меняется. По своему теоретическому уровню ее представители не только не уступают идеологам других социальных групп, но даже — и это случается нередко — имеют превосходство над ними. В числе величайших философских умов XVIII столетия — революционные демократы Ж. Ж. Руссо и А. Н. Радищев.



Революционные демократы на теоретическом уровне осваивали социальный опыт крестьянства. Они были не только историками, но и современниками крестьянских движений. Мировоззрение А. Н. Радищева, как отмечают исследователи, «формировалось под значительным воздействием классовой борьбы крестьянства», а в его произведениях «сквозят мотивы пугачевских манифестов»



Традиция связывает революционную демократию с наследием прошлого, хотя это — новый этап в развитии демократических воззрений. Революционную демократию отличает не только степень теоретичности, но и революционный характер.



История средневековья знает многочисленные и мощные крестьянские восстания и войны, которые потрясали существовавшие порядки. Иногда восставшие даже брали верх над своими угнетателями. В Китае в ходе крестьянских движений феодальное войско временами бывало разгромлено, феодальное сословие гибло в борьбе или экспроприировалось, правящая династия утрачивала престол. Новыми феодалами становились представители повстанцев, а их вожди восходили на императорский трон. Династии Хань и Мин были основаны предводителями восставших крестьян, и каждая из этих династий просуществовала несколько сот лет.



В Западной Европе в ходе борьбы крестьяне выдвигали из своей среды «королей», которые претендовали на государственную власть. У них появлялись придворные и приближенные, и если бы новый режим, переживавший стадию формирования, просу-



* * *



1 Крестьянские войны в России XVII—XVIII веков: проблемы, поиски, решения. М., 1974, с. 50—51.



Шествовал длительное время, то лидеры повстанческого движения имели бы все шансы стать новыми феодалами 2.



Крестьянская война в России под предводительством Е. И. Пугачева также не обошлась без Петра III, графа Чернышева, копирования некоторых порядков, установлений и государственных учреждений, существовавших в Петербурге.



Крестьянские движения до тех пор, пока они не находили социального противовеса феодализму, не имели революционной значимости: они не были революциями и сами по себе, не могли они также стать и компонентами каких-либо революций. Цели, задачи крестьянских движений, мероприятия, которые осуществлялись ими на практике, не имели выхода за пределы феодальной формации, не содержали даже возможностей формационной смены. Феодализм, несмотря на пережитые потрясения, возрождался вновь и вновь.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru