Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Российские самодержцы - Страница 10

А летом купались, сколько сами захотят. Весьма полезным считала она, чтобы дети уч, вди?ь...ддавать. Приказано было им спать «не мягко», а на тюфяках, под легкими одеялами,: летом — ситиевыми, подшитыми простынею,

А |зимой — стегаными, л сжиться, и. вставать рано. Предписано веселым играм детей не мешать и «малых неисправностей при игре не унимать». Государыня полагала, что, «дав детям в игре совершенную " свободу, можно узнать нрав и склонности их». Далее сказано: «не оставлять их никогда праздными».

По мнению императрицы, следовало избегать употребления лекарств и обращаться к помощи врача только в случае действительной болезни. «Когда дети больны, приучать. ИХ' к - преодолению страданий терпением, сном и воздержание м Каждый-; человек подвержен, голоду, жажде, усталости, боли от недугов и ран и потому должен переносить их терпеливо. Помощь в таких случаях необходима, но надлежит подавать ее хладнокровно, без торопливости».

В особой главе «касательно умонаклонения к добру» императрица предлагает действовать на мораль детей, давая им чувствовать при всяком удобном случае, что прилежание и хорошее поведение ^ награждаются любовью, добрым именем”и'’славой, а церадениеи^.дурные поступки влекут за собой стыд и презрение. «Стараться при всех случаях вселять в детях человеколюбие и даже сострадание ко всякой твари...» Обман и неправда и в игре не должны быть терпимы, как бесчестное и постыдное дело. «Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость».

По мнению императрицы, «дети обыкновенно плачут, от упрямства либо от. болезни, но должно запрещ. а1.ь.,.в. ся-.... км&^слезы. В болезни следует употребить необходимые средства для ее облегчения, не обращая внимания на слезы и стараясь внушить детям, что плач их не уменьшает, а усиливает болезнь, и что лучше преодолевать ее бодростью духа и терпением. Мысли же их стараться отвлечь - на что иное или обратить слезы в - шутки... /Если в-чем-либо приставники отказали детям, то чтобы криком.. и плачем не могли выпросить».

Екатерина - - пишет -«об истинном познании Бога»,;

Присовокупляя, что, «когда идет речь о Законе (о христианской вере) , тогда неинако отзываться-при детях,¦ как с достодолжным почтением».

По словам императрицы, «телесная сила обнаруживается в преодолении труда, а душевная твердость—, в подчинении своих желаний здравому рассудку, и потому с самого детства - необходима привычка следовать указаниям рассудка и справедливости». Должно приучать воспитанников к беспрекословному повиновению. «Да будет то,— пишет императрица,— что бабушка приказала, иепрекословно исполнено; что запретила, того отнюдь не делать, и чтобы казалось детям столько же трудно то нарушить, сколько переменить погоду по их. хотению... Кто с младенчества не неважен повиноваться, приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать советов здравого рассудка и справедливости. Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать,«»

«Кто не слушается,— продолжает Екатерина,— тот болен, и должно поступать с ним как с больным, лишив развлечений и забав, свойственных здравому, пока болезнь его кончится с возвращением здравого рассудка, т. е. с послушанием и покорностью*.

Императрица требовала, чтобы царственные дети не только - не мучили ш не убивали животных, например птиц, бабочек, мух и т. п., но чтобы имели попечение о принадлежавших им собаках, птицах, белке и даже о цветах, в горшках, поливая их. Все оставляемое ими без призрения приказывала отбирать от них.

Држь и обман запрещались как детяМу-так^и-нристав-инкам, даже" и ради шутк$ь. Лрйказано было* «если кто из воспитанников солжет, то в первый раз выказать удивление тому, как поступку странному, неожиданному и неприличному; если же опять - солжет, то сделать виновному выговор и обходиться с ним холодна ж с презрением, а буде, паче чаяния, не уймется, то наказать* как за

Упрямство и непослушание».  .....-

Императрица предписывала: «отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры и чтобы никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и: не сердился». .

. «Главное, достоинство наставления детей,— продолжает Екатерина,— состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано-было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем' людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми,-в добронравии, чистосердечии, в удалении гневной горячности, боязливости и пустого подозрения.,.*»

По словам императрицы, «истмдаая смелость состоит

В том, чтобы пребывать в том, что долг человеку предписывает».

По ее мнению, надлежало отдалять от детей все то, что..могло...бы~испугать~их, ’но ’если они чего боятся, то приучать к таким предметам исподволь, сперва издали, а потом, .подходя ближе, стараясь рассеять их опасения доказательствами, доступными детскому понятию, но «основанными на истине», либо обратить их страх в шутку. С такой же целью было приказано приставникам не выказывать опасений при громе, буре и в других случаях и приучить детей не бояться пауков, мышей, собачьего воя, качки кареты или лодки, а также чтобы они видели, как лягают ш топают ногами лошади, и подходили к ним. Приказано также приучать детей--ходишис таким местам, где они могут. споткнуться без опасных последствий; если кто из них. упадет, не спешить без нужды на помощь и дать время встать самому; в случаях же, когда нужна помощь, подать ее, не торопясь.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru