Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Российские самодержцы - Страница 9

Но, несмотря на наши заклинания, люди не перестали. быть людьми ¦— и Пестель, и Александр, и Сперанский, и десятки, тысячи, миллионы других из разных эпох и разных социальных слоев со своими сильными и слабыми сторонами, со. своими, комплексами, привязанностями, заблуждениями и озарениями, странностями и достоинствами, наконец, со своей долей ума, вложенного в них природой. И все' это входило органической составной частью в деятельность этих людей, определяло их общественную, человеческую нравственную позицию и оказывало во сто крат более сильное влияние на общественный процесс в том. случае, когда та или иная личность становилась волею судеб во главе огромных масс людей, слоев, классов*

Эта принадлежность личности к системе, слою, классу не делала ее просто «хорошей» или «плохой». Она лишь подчеркивала ее специфические общественные привязанности, которые дополнялись многими, норой противо-' речивыми, личностными факторами, оказывающими иногда совершенно фантастическое влияние на, казалось. бы» раз и навсегда запрограммированные общественными условиями действия этой личности...-'

Александр I как человек складывался, испытывая на себе многие, порой диаметрально противоположные

Влияния. Все, кто писал о его детских годах (а они хорошо отражены в работах М. И. Богдановича, Н. Н. Фирсова, в воспоминаниях А. Чарторыйского), отмечают, что при внешнем благополучии, всеобщем обожании он рос в среде, наполненной ненавистью и подозрительностью. Именно ими были пропитаны* обострявшиеся с каждым годом отношения между^его бабкой ¦—

Екатериной II и отцом —Жследником'престола Павлом Петровичем, будущим Павлом I.

Думаем, что ненависть Ёкатерийы к сыну зародилась еще в то время, когда Елизавета, по существу, отняла у нее Павла, зародилась из-за небрежения к ней и унижения, в. которых находилась Екатерина при дворе Елизаветы, а позднее — при своем ненавистном супруге, отце Павла Петре III. Павел активно пестовал это противоестественное чувство, выказывая матери всю свою нелюбовь. и полное неприятие тех ценностей, которым поклонялась Екатерина. В конце жизни Екатерины эта ее ненависть обострилась и потому, что стареющая царица, просидевшая на русском троне ни много ни мало 34 года, чувствовала, что Павел, ее законный и единственный наследник, тем ближе к этому трону, .чем старее и немощнее становилась она сама. Для этой правительницы видеть неодолимость наступления ее сопер-ника-сына было совершенно невыносимо, и перед этим чувством могли померкнуть интересы государства, интересы династии.

Особенно невыносимо было это видеть и понимать, когда на ее. глазах подрастал любимый внук — первенец Павла, голубоглазый «херувим» Александр

Неисповедимы пути человеческой психики. Екатерин на повторила Елизавету; она, по существу, отобрала сына“- у родителей, определила ему жить в Царском, Селе, подле себя, вдалеке от родителей, которые обретались в своих дворцах (в Павловске и Гатчине) и редко появлялись при «большом дворе».

Практически Александр рос вне семьи, вне материнской ласки, бабкины восторги не" могли заменить ему настоящее семейное гнездо, а это, в свою очередь не могло не отразиться на формировании характера будущего императора.

Екатерина боготворила внука; по ее настоянию он был назван в честь Александра' Невского, который был его святым; Qga у^рдно заним^шась его воспитанием, сама „составила для него «Азбуку», в которой были не только даны конкретные указания его воспитателям, но и заложены принципы самого воспитания.

¦ Трудно не признать, что эти принципы были сформулированы проницательным, широким и свободным умом. Воспитание Александра было основано на принципах  естественности, разумности, свободы человеческой личности, нормального, здорового быта. И когда в воспитании вольнолюбивых идей Александра I мы отдаем приоритет влиянию швейцарца Лагарпа, думаем, что это все-таки не совсем правильно. Познакомьтесь с основными положениями «бабушкиной Азбуки», и вы почувствуете, что именно с раннего детства Александр, рос, в отличие от своих царственных предшественников, в вольной, не ограничивающей личность обстановке, которая" была свойственна скорее просвещенным европейским, нежели российским семьям, где правили домостроевские законы, не обходившие и титулованных отпрысков. .

Вот как характеризовал эту необычную «Азбуку» биограф Александра I М. И. Богданович.

В Наставлении «о сохранении здоровья» царственных питомцев императрица, предписывала, чтобы „их

Шатье бшкькак можно пдоще-и-легче, чтобы--пища' была

Щрортая и, «буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба». Далее сказано: «чтоб не кушали, когда сыты, и не пили, не имея жажды, и чтоб, когда сыты, их не подчивали пищей или питьем; чтобы не пили холодного - вспотевши или когда разгорячены, а вспотевши, не-пили иначе, как. скушав наперед кусок хлеба». '

/ - Императрица-''.' желала, чтоб юные князья и летом, и зимой оставались как можно чаще, да свежем воздухе,... на солнце и на ветру, а зимой по возможности реже возле огня и чтоб зимой в их комнатах было не более 13 или 14 градусов по Реомюрову термометру. Далее в Наставлении сказано: 4<на загар лица и рук не смотреть... Вспотевши, не ложиться на мокрой траве».

Императрица" желала, чтобы великие князья зимой

И летом ходили в...баню через три или четыре недели,

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru