Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Русская деревня быт и нравы - Страница 1 История России

Русская деревня быт и нравы - Страница 1 История России

История/география/этнография



Виктор Бердинских



Русская деревня быт и нравы - Страница 1 История России
Русская деревня быт и нравы - Страница 1 История России

Усекая деревня: быт и нравы



ГА ЛомоносовЪ



Издательство



История/география/этнография



Русская деревня быт и нравы - Страница 1 История России

Виктор Берлинских


Русская деревня быт и нравы - Страница 1 История России

Усекая деревня: быт и нравы


Русская деревня быт и нравы - Страница 1 История России

Издательство «Ломоносовы Москва • 2013



Иллюстрации И. Тибиловой



ISBN 978-5-91678-172-4



УДК 392 ББК 63.3(2)6 Б48



Русская деревня быт и нравы - Страница 1 История России

© В. Берлинских, 2013 © ООО «Издательство «Ломоносовъ», 2013


Русская деревня быт и нравы - Страница 1 История России

Многоголосие



Устная история и простецы России



Какая жизнь отликовала, Отгоревала, отошла!



И все ж я слышу с перевала,



Как веет здесь, чем Русь жила.



Николай Рубцов



История русского крестьянства — тема, имеющая в нашей стране свою традицию. Пристрастный взгляд писа-телей-народников во второй половине XIX века охватил многие стороны народной жизни. Имена В. Г. Короленко и Глеба Успенского широко известны. Но многие десятки других авторов, особенно провинциальных, забыты напрочь.



Между тем подробные и детальные этнографические описания жизни и быта той эпохи (причем под народом многие писатели-разночинцы понимали только крестьянство) ценны сегодня именно как научный источник.



Идеологическую подоплеку массового обращения к изучению и описанию крестьянской жизни, всевозможных форм помощи и просвещения народа российской интеллигенции метко раскрыл фи-



Лософ С. Л.Франк. «По своему этическому существу русский интеллигент приблизительно с 70-х годов и до наших дней остается упорным и закоренелым народником, — писал он в широко известном сборнике “Вехи”. —Его Бог есть народ, его единственная цель есть счастие большинства, его мораль состоит в служении этой цели, соединенном с аскетическим самоограничением и ненавистью или пренебрежением к самоценным духовным запросам»1.



Такая «народническая» узость подхода к истории этнографии и культуре русского дворянства (поставленного изначально в страдательный залог) сильно сужала мыслительные горизонты авторов той эпохи, заставляла их преувеличивать, выпячивать одни стороны народной жизни и полностью игнорировать другие. Таким образом, кривое зеркало народничества в сотнях, если не в тысячах своих книг и статей дает нам достаточно искаженную и довольно однообразную картину жизни русского крестьянства пореформенной эпохи2.



Существенный вклад в научную постановку такого рода тематики в конце XIX века внесли ведущие научные общества России, и прежде всего Русское географическое общество и Московское археологическое общество. Рассылка по провинциям разного рода анкет, опросников и программ инициировала собирательскую и литературную активность сотен священников, учителей, разночинцев в русской глубинке. Очень сочувственно о такого рода деятельности крупнейших русских научных обществ (своеобразных «частных университетов» той эпохи) написал А. Н. Пыпин в своей фундаментальной «Истории русской этнографии».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru