Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России: в начале XIX в - Страница 6

Появилась в прессе и речь, произнесенная Александром I спустя месяц при закрытии сейма 19, хотя, как правило, выступления императора, в конце 1810-х — начале 1820-х годов довольно частые, нигде не фиксировались. Бывало, впрочем, что речи царя записывались по просьбе близких к нему лиц. Так произошло, скажем, во время его выступления перед московским дворянством в 1816 г., которое было записано А. Ф. Малиновским для вдовствующей императрицы Марии Федоровны20. Весьма часто отдельные высказывания Александра I заносил в свой путевой журнал его флигель-адъютант А. И. Михайловский-Данилевский. Вообще предшествующая историография достаточно полно выяснила характерную особенность ведения Александром I наиболее важных и сложных, с его точки зрения, дел. Хорошо известно, что он избегал давать какие-либо письменные указания, ограничиваясь устными наставлениями. Нет необходимости объяснять, насколько это сужает круг дошедших до нас документов, освещающих позицию самодержца.

Характерным примером является история генерал-губернаторства А. Д. Балашева21 (см. третью главу). Назначенный генерал-губернатором пяти центральных губерний России, Балашев не получил никаких письменных инструкций, проясняющих цель его назначения. Он имел лишь несколько продолжительных бесед с императором22. Однако Александр I не был полностью откровенен с Балашевым. И только благодаря анализу ряда официальных и неофициальных документов («Уставной грамоты», расписания губерний по наместническим округам, воспоминаний И. И. Дибича и др.) оказалось возможным вскрыть несомненную связь генерал-губернаторства Балашева с конституционными планами Александра I.

Важным источником, позволяющим приоткрыть завесу тайны над самыми секретными действиями верховной власти, являются судебно-следственные материалы процесса декабристов. В ходе следствия вопреки желаниям верховной власти выявилось много такого, что ей хотелось бы скрыть. Примером этого может служить следственное дело С. М. Кочубея, бывшего в 1810-х годах полтавским губернским предводителем дворянства.

Арестованный по подозрению в участии в Малороссийском тайном обществе, Кочубей в феврале 1826 г. был допрошен в заседании Следственного комитета. Благодаря его откровенным показаниям выяснился факт, имеющий принципиальное значение для понимания позиции верховной власти в крестьянском вопросе в 1817 г. Оказалось, что Александр I предпринимал тогда активные попытки сдвинуть решение крестьянского вопроса с мертвой точки, и в частности поручил Кочубею подготовить проект освобождения крепостных крестьян23. Рассказанное Кочубеем в ходе следствия позволило совершенно по-новому оценить все действия Александра I в те годы в Малороссии, показать, что он через только что назначенного малороссийским военным губернатором кн. Н. Г. Репнина пытался добиться инициативы украинских помещиков в деле освобождения крепостных крестьян.

Специфическую группу источников официально-документального характера составляют дипломатические донесения. Иностранные дипломаты, как правило, живо интересовались событиями русской жизни. Пользуясь связями в высшем свете, некоторые из них получали порой возможность ознакомиться с важными государственными документами и даже отправить их копии своим правительствам. В ряде случаев именно таким образом дошли до нас уникальные документы. Так, лишь благодаря активности прусского консула в Варшаве Шмидта, сумевшего добыть и отправить в Берлин копию «Краткого изложения основ конституционной хартии Российской империи», этот документ сохранился и доступен 24. В конце XIX в. немецкие историки Шиман и Штерн опубликовали донесения прусского и австрийского посланников при русском дворе, проливающих свет на принципиально важные этапы работы над проектом российской конституции25.

И наконец, необходимо остановиться на особом виде официально-документальных источников — формулярных списках. Их следует охарактеризовать подробнее, так как в настоящей работе данные формулярных списков были обработаны с использованием компьютера26.

Возникновение формулярных списков относится ко второй половине XVIII в. Утверждение российского абсолютизма шло рука об руку с форхмированием бюрократии. Нормальное функционирование росшей и все более усложнявшейся государственной машины требовало создания системы учега чиновников и контроля за их деятельностью. С этой целью были созданы специальные учреждения, которые несколько раз проводили перепись чиновников. В ходе переписи 1754—1756 гг. правительство впервые потребовало от всех чиновников обязательного представления подробных «сказок» и составления на их основе послужных списков, содержащих биографические сведения (фамилия, имя, отчество, титул, чин, образование, прохождение службы, наличие крестьян и т. д.) 27.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru