Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России: в начале XIX в - Страница 7

31 января 1764 г. был издан указ «О присылке в Сенат из всех присутственных мест послужных списков чиновников через каждые полгода». В нем говорилось: «<...> Как в Сенате и в Герольдии о многих находящихся в статской службе, кто какими чинами происходил и каким образом службу свою продолжал, известий нет: того для всем присутственным местам каждому о состоящих в ведомстве своем чинах немедленно прислать и впредь присылать в Правительствующий Сенат чрез каждые полгода списки, описывая в оных именно, кто какими чинами происходил и добропорядочно ль поступал, также не были ль в каких штрафах, во всем по примеру тому, как о воинских такие списки делаются».

При указе был помещен образец послужного списка, имевшего девять граф: 1) фахмилия, имя, отчество, чин; 2) возраст (количество полных лет к моменту составления списка); 3) «из каких чинов и сколько ИхМеет за собою мужеска пола душ людей и крестьян и в которых уездах»; 4) время вступления в службу и должность; 5) перемещения по службе и получение чинов; 6) участие в сражениях и боевых действиях; 7) штрафы и пребывание под судом. 8-я графа заполнялась, если чиновник признавался способным к дальнейшей службе; в последней, 9-й графе указывалось, достоин ли чиновник к «повышению чипами» 28.

Два месяца спустя новый указ предписал иметь аналогичные послужные списки в каждом учреждении. С этого времени послужной список стал основным документом, фиксирующим сведения о чиновничестве дореволюционной России. Видоизменяясь, послужные, или формулярные, списки просуществовали до 1917 г.

В Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде хранится огромная коллекция формулярных списков гражданских чиновников, насчитывающая несколько миллионов документов и охватывающая конец XVIII — начало XX в. (ф. 1349) 29. На протяжении десятилетий материалы этого фонда использовались историками выборочно, исключительно для уточнения биографических сведений об отдельных лицах. Лишь С. М. Троицкий для XVIII в. и П. А. Зайончковский для XIX в. начали изучать формулярные списки в комплексе.

В монографии Зайончковского «Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в.» впервые в советской историографии были изучены формулярные списки высшей бюрократии (членов Государственного совета, министров, сенаторов, товарищей министров и директоров департаментов) и губернской администрации (губернаторов, вице-губернаторов, председателей палат, губернских прокуроров) за два года, отделенные друг от друга полустолетием (1853 и 1903 гг.). Это позволило ученому дать характеристику каждой из указанных групп на данный момент времени по ряду признаков: социальному происхождению, возрасту, национальному составу, образованию и имущественному положению. Исследование Зайончковского наглядно продемонстрировало широкие возможности, открываемые привлечением этого вида источников 30.

Следует, однако, сказать, что опыт использования формулярных списков (в том числе и С. М. Троицким, изучившим более 5 тыс. послужных списков чиновников середины XVIII в.) выявил и некоторые особенности работы с ними. Он показал, что традиционные методы обработки этого вида источников резко ограничивают возможности извлечения из них информации, так как при ручной обработке невозможно пользоваться всем богатством содержащихся в формулярных списках фактических сведений. Поэтому углубленное использование этого вида источников невозможно без применения ЭВМ.

Опыт работы С. М. Троицкого и П. А. Зайончковского показал, что, идя традиционным путем при использовании столь обширного массива источников, исследователь не в состоянии оперировать более чем пятью—семыо признаками и оставляет вне своего анализа еще десятки. Надо ли говорить, какие широкие возможности открывает компьютерная техника для использования всех заложенных в машину данных в любых возможных сочетаниях.

Исходя из задач настоящего исследования, в качестве опыта компьютерной обработки данных формулярных списков были выбраны формуляры чиновников, составлявших правящую бюрократию России кануна восстания декабристов. При выделении этого слоя из общей массы российского чиновничества был применен комбинированный подход: принимались во внимание занимаемая должность и чин по табели о рангах31.

К правящей бюрократии отнесены члены Государственного совета, сенаторы, министры, главноуправляющие, директора департаментов, а также чиновники высших и центральных государственных учреждений, имевшие чин не ниже 5-го класса (статский советник); из губернской администрации к числу правящей бюрократии отнесены губернаторы, вице-губернаторы, председатели палат, губернские прокуроры и губернские предводители дворянства (несмотря на то что последняя должность была выборной, занявший ее автоматически включался в губернскую администрацию, получая сразу чин статского советника).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru