Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

«Школа В.О. Ключевского» в исторической науке и российской культуре - Страница 1

Челябинский государственный университет



Н. В. Гришина



«Школа В. О. Ключевского» в исторической науке и российской культуре



Челябинск, 2010



УДК 930.1(09)“18”(47) ББК Т1(2)5 Г85



Монография печатается по решению кафедры новейшей истории России Челябинского государственного университета



Научный редактор:



Доктор исторических наук, профессор Н. Н. Алеврас



Рецензенты:



Доктор исторических наук, профессор Г. П. Мягков (Казанский государственный университет);



Кандидат исторических наук, профессор Т. Н. Иванова (Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова).



Гришина Н. В.



Г85 «Школа В. О. Ключевского» в исторической науке и российской культуре / Н. В. Гришина. - Челябинск : Энциклопедия, 2010. - 288 с.



ISBN 978-5-91274-100-5



В монографии рассматриваются историографические образы «школы В. О. Ключевского», анализируются ее исследовательские, коммуникативные и педагогические основания. В книге раскрывается деятельность представителей «школы Ключевского» на общественнополитическом поприще, в сфере образования и просвещения и в пространстве русских литературно-художественных традиций, исследуется общественное восприятие В. О. Ключевского и его учеников.



Для научных работников, преподавателей и студентов вузов, всех интересующихся российской историей и культурой.



УДК 930.1(09)“18”(47) ББК Т1(2)5



ISBN 978-5-91274-100-5  ©  Н. В. Гришина, текст, 2010



© ООО «Энциклопедия», дизайн, 2010



Содержание



Введение............................................................................................4



Глава 1. Конструирование образа «школы Ключевского» в исторической литературе....................................................23



Глава 2. «Школа Ключевского» в научном сообществе



Конца XIX - первых десятилетий XX в...............................67



2.1. Научные школы как объект историографического анализа



В XIX - начале XX вв. Истоки «школы Ключевского»...........67



2.2. Исследовательские, педагогические и коммуникативные основания «школы Ключевского»............................................91



2.3. Восприятие В. О. Ключевского и его учеников сообществом российских историков......................................135



Глава 3. В. О. Ключевский и его ученики в диалоге



С русским обществом.............................................................161



3.1. «Ученый долг» и «веление сердца»: общественнопросветительская деятельность В. О. Ключевского..............161



3.2. «Служение общественному благу»: образовательные



И политические инициативы учеников В. О. Ключевского 187



3.3. В. О. Ключевский и его ученики в пространстве



Русских литературно-художественных традиций.................211



Заключение...................................................................................233



Источники.....................................................................................237



Приложения.................................................................................254



Указатель имен............................................................................277



Список сокращений....................................................................286



Введение



Проблема исследования и степень изученности темы



Василий Осипович Ключевский - российский историк, профессор-художник, знаменитый лектор - еще при жизни признавался воспитателем нации, культурным героем, чье творчество ставилось в один ряд с наследием его великих современников - Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.



Со временем масштаб его личности предстает все значительнее: исследователи стараются постичь тайну его необычайной популярности, проследить его творческий путь, выявить основания его научного и художественного мастерства. В. О. Ключевский реализовался в качестве организатора науки, став главой научной школы. Его ученики и последователи востребовали не только его научную концепцию, но и педагогические приемы, традиции воспитания и методику преподавания.



Между тем «школа Ключевского»1 до сих пор оценивается в отечественной историографии неоднозначно. Сложность ее научной судьбы просматривается в целой серии незавершенных исследовательских проектов, ей посвященных, а также сохраняющихся сомнениях по поводу самого факта ее существования. Отмечу, что на сегодняшний момент существуют лишь две монографии о данном научном сообществе2, хотя многие авторы, обращающиеся к творчеству В. О. Ключевского, выходят на проблему его научной школы.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru