Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Шведские колонисты Украины в тоталитарных экспериментах XX века - Страница 10

Важную роль в новой национальной политике играла идея Карла Маркса о мировой революции54. В 1922 г. из названия страны исчезает этническая составляющая. Партия переходит от строительства Советской России к созданию наднационального Союза Советских Социалистических республик. Интернациональное устройство страны должно было стать образцом будущего «Всемирного Советского Союза» - всепланетного транснационального объединения трудящихся. В этой связи Карельская АССР, финские национальные районы Ленинградской области, норвежский национальный совет Мурманского округа и, наконец, шведский национальный совет рассматривались властью как «Пьемонт» советской Скандинавии55. По этой причине в Карелии внедрялся мало понятный для населения финский язык56. На Украине грекам-эллинам Мариупольского округа было предложено изучать непонятный для них новогреческий язык - «язык коммунистической партии Греции»57. Руководство Херсонского округа сделало ставку на развитие в деревне литературного шведского языка, а не народного шведского диалекта. Украинская ССР должна была стать микромоделью мировой Советской Социалистической республики58.

Согласно плану коренизации, национальная политика на Украине должна была осуществляться по двум направлениям: «украинизация» и «нацменизация». Главной целью украинизации (фактически дерусификации) было вытеснение русского языка из общественной жизни республики. Политика украинизации была нацелена прежде всего на этнических украинцев. Речь открыто велась об историческом реванше, поскольку ранее «царская политика была направлена на ликвидацию украинской культуры и языка»59. В рамках украинизации предполагалось, что национальные меньшинства откажутся от использования русского языка в публичной сфере и овладеют, наряду с родным говором, украинским языком60.

Целью «нацменизация» была поддержка национальных прав меньшинств. Ряд этнических групп Украины (греки, чехи, болгары, ассирийцы, албанцы) не имели в Российской империи своих институтов и подвергались русификации. Обеспечение их прав означало претворение в жизнь государственной программы по созданию практически с нуля многих национальных институтов: литературного языка, школы, административной автономии, печати. Привлекая для решения этой задачи крупные человеческие и материальные ресурсы, большевики рассчитывали на ответную лояльность этих народов к новой власти. Власть предполагала, что школьное обучение и пропаганда на родном языке будут способствовать вовлечению национальных групп сельского населения в процесс социалистического строительства. Однако в отличие от других малых народов шведы Украины создали собственные национальные институты еще в период Российской империи. Последнее означало, что лозунги советской национальной политики изначально являлись малопривлекательными для шведского меньшинства.

1.2. Новый административный, экономический и культурнолингвистический ландшафт

Основной политический актор

Выполняя решения XII съезда партии, взявшего курс на поддержку национальных меньшинств, в советской Украине в 1924 г. был создан специальный государственный орган с правом законодательной инициативы - Центральная комиссия национальных меньшинств (ЦКНМ) при ВУЦИК61. Руководство УССР считало, что новая национальная политика станет мощным орудием против национализма и преодолеет недоверие колонистов к советской власти. В годы Гражданской войны на Украине представители «западных» национальных меньшинств не поддержали большевиков. Теперь власть рассчитывала, что политика коренизации приведет к росту лояльности национальных меньшинств к советскому строю. Украинские коммунисты осознавали, что в отличие от еврейского или польского меньшинства немцы и шведы относились к привилегированным группам царской России. Поэтому лозунги преодоления последствий дискриминации, антисемитизма и русификации в данном случае не работали. В отношении к этим группам населения предполагалось сосредоточиться на благоприятной экономической политике и пропаганде преимуществ советского образа жизни62.

В состав ЦКНМ вошли представители крупнейших этнических групп республики. Первым руководителем комиссии стал русский большевик Михаил Иванович Лобанов. Кроме него в ЦКНМ вошли заместитель главы от польского населения Ян Саулевич; заместитель главы от еврейского населения А. А. Левин; заместитель главы от греческого населения Савва Георгиев Яли; заместитель главы от болгарского населения Серафим Иванович Мицев63. Координация политики среди шведского меньшинства была поручена заместителю главы ЦКНМ от немецкого населения Иосифу Гафтелю, однако на практике инспекции в Старошведский сельсовет возглавлял Ян Сау-левич. Кроме центрального органа были созданы отделения ЦКНМ на местах: губернские бюро по делам национальных меньшинств и окружные комиссии по делам национальных меньшинств. Первое заседание ЦКНМ 3 мая 1924 г. показало, что власть чрезвычайно мало знает о собственных национальных меньшинствах, и прежде чем создавать национальные районы и сельсоветы, необходимо собрать базовую информацию. Заместитель главы Ян Саулевич признавался, что сотрудники ЦКНМ «работали вначале ощупью, не было точных сведений о численности национальных меньшинств, районах их проживания на территории республики»64. Поэтому первоочередной задачей ЦКНМ стало определение этнической структуры населения УССР. Было принято решение о подготовке этнографической карты республики, выявление мест компактного проживания этнических меньшинств, обследование членами ЦКНМ национальных районов. Для изучения национальной политики в столичном Харькове был создан «кабинет национальных меньшинств Всеукраинской Академии наук» под руководством профессора чешского происхождения Евгения Рихлика, а также «кафедра по национальному вопросу при институте марксизма».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru