Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Шведские колонисты Украины в тоталитарных экспериментах XX века - Страница 6

Собрание Коминтерна, входящее в состав Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) в Москве, включает фонд № 495 «Коммунистическая партия Швеции» с личными делами коммунистов, работавших в старошведской колонии. На основании доверенностей от проживающих в Швеции их родственников автор книги получил доступ к этой коллекции. В фондах РГАСПИ обнаружено также подготовленное сотрудниками секретариата скандинавских стран ИККИ дело «О старошведских поселениях на Украине», содержащее разнообразные материалы по истории шведской колонии.

При подготовке издания были также использованы материалы Государственного архива Одесской области (ДАОО), Центрального государственного архива общественных объединений Украины (ЦДАГО), Республиканского архива общественно-политических движений и формирований Коми и Российского государственного архива кинофотодокументов. Кроме архивных источников и научной литературы в работе широко использованы публикации советских и шведских средств массовой информации того времени, документальные фильмы, плакаты и фотографии, электронные ресурсы.

Большинство традиционных источников отражают взгляд власти на проходившие в шведской колонии процессы. Поэтому было чрезвычайно важно определить отношение самих старошведов к осуществлявшимся в их деревне социальным экспериментам. В этом смысле шведская деревня является замечательным по своему потенциалу местом. Десятки жителей села были опрошены шведскими и украинскими историками и журналистами после очередного «открытия» деревни в конце 1980-х гг.22 На протяжении 2004-2008 гг. автор книги работал с информаторами в республике Коми, Херсонской области Украины и Швеции. Целевой группой были представители старшего поколения херсонских шведов 1919-1931 гг. рождения. Шесть жителей села оставили мемуары, повествующие о событиях первой половины XX в., - случай уникальный для крестьянской культуры Восточной Европы23. Два выходца из села - Ян Утас и Сигфрид Хуас - и писатель Гарри Блумберг написали документальные романы, посвященные истории шведской колонии24. В 1954-2009 гг. землячество старошведов в Швеции опубликовало серию юбилейных книг с разнообразными материалами по истории скандинавской колонии на Украине25.

В книге «Шепчущие: частная жизнь в сталинской России» британский историк Орландо Файджес показывает значимость устных свидетельств в реконструкции истории сталинских репрессий26.

Файджес анализирует, в частности, воспоминания детей жертв, голоса которых зачастую игнорировались в предыдущей историографии. В рецензии на книгу Файджеса шведский историк Кристиан Гернер справедливо отмечает, что свидетельства очевидцев так «часто одеты в костюм, заимствованный из классической литературы о ГУЛАГе, что требуют особо тщательного к ним подхода»27. Понимая важность источниковедческой проблемы, Файджес тем не менее считает, что выбранные им источники представляют большую ценность, нежели литературные мемуары. Устные свидетельства можно подвергнуть перекрестному анализу, сверить с данными архивных источников, с воспоминаниями других очевидцев. Таким образом, можно отделить индивидуальные свидетельства прошлого от приобретенных после чтения литературы шаблонов. Наконец Файджес подчеркивает, что устная история (ога1 ЫзСогу) - практически единственный способ исследовать террор и его последствия для жизни человека сквозь призму восприятия жертв, а не в трактовке власти.

Респонденты, с которыми я работал в ходе подготовки этой книги, в большинстве своем малограмотные крестьяне. Как правило, они не читали классических произведений Александра Солженицына и Варлама Шаламова. Вероятно, литература ГУЛАГа не оказала значительного влияния на содержание их воспоминаний. Конечно, в рассказах старшего поколения присутствуют провалы памяти, путаница и элементарные ошибки. Большинство моих информаторов считают, что они были депортированы в Сибирь, хотя республика Коми находится в Европе. Многие имена и даты не соответствуют информации, содержащейся в архивных документах. Однако в воспоминаниях стариков присутствует главное - реакция жертв на государственное насилие.

Об истории старошведского поселения в Швеции существует обширная литература, в основном научно-популярного характера. При этом сталинский период раскрывается фрагментарно и исключительно на основе воспоминаний самих старошведов28. В послевоенном Советском Союзе о единственном в стране скандинавском поселении было забыто. Небольшое количество выживших в годы сталинской диктатуры херсонских шведов (около 150 человек) не учитывалось советскими переписями населения. Шведской деревней не интересовались и академические центры скандинавистики. В независимой Украине село приобрело известность на региональном уровне только в конце 1990-х гг. и стало популярным в национальном масштабе после официального визита в Змиевку в октябре 2008 г. шведской королевской четы. Однако до сих пор советскому периоду истории шведской колонии посвящено лишь несколько редких публикаций украинских архивистов и журналистов29. В украинской национальной историографии история шведского поселения находится на периферии научного поиска, а интерпретация событий советского периода зачастую полна ошибок и неточностей30.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru