Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Славянофильство и современность - Страница 1

СБОРНИК



СТАТЕЙ


Славянофильство и современность - Страница 1

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ)



СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ



„НАУКА”



1994



Ответственные редакторы:




Б. Ф. ЕГОРОВ, В. А. КОТЕЛЬНИКОВ, К). В. СТЕННИК



Рецензенты:



© Коллектив авторов, 1994 © Российская академия наук, 1994



От редакции



Актуальность, которую обнаруживает в современных условиях учение славянофилов XIX в.,не подлежит сомнению. Славянофильство как первая в истории России попытка национального философского самосознания явилось, по существу, ответом на вызов, порожденный состоянием идеологического вакуума, который возник в России после разгрома выступления декабристов на Сенатской площади в конце 1825 г. В известной мере состояние идеологического вакуума мы переживаем и сейчас. Эксперимент по созданию „царства свободы людей труда”, основанный на полном отрицании собственного исторического опыта и слепом уповании на умозрительные доктрины западно-европейской философской мысли, закончился провалом. Отрезвление заставляет нас вспомнить о собственном культурном наследии - об опыте славянофильства.



Актуальность всегда связана с публицистическим накалом страстей, с острой, злободневной полемикой. В нее вольно или невольно втягивается и наследие славянофилов, причем здесь нет четкого и однозначного соответствия „про” и „контра” с определенными социально-политическими течениями и группами. Споры о славянофильстве возникали в отечественной (да и зарубежной) культурологии неоднократно на протяжении всех полутора веков, которые отделяют нас от первых деклараций „старших” славянофилов в лице И. В. Киреевского и А. С. Хомякова. Наше напряженное и переменчивое время тоже характеризуется всплеском интереса к ставшему во всех смыслах утопическому учению, ибо главнейшие для него проблемы национальной самобытности и устранение раскола духовной жизни нации, вопросы о судьбах русского и других славянских народов, проблемы государственности и патриотизма, взаимоотношений народа и власти сейчас как никогда актуальны.



Созданию настоящего сборника предшествовала научная конференция „Славянофильство и современность”, прошедшая в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук в мае 1990 г. Статьи, вошедшие в сборник, углубляют вопросы, оказавшиеся в центре внимания участников конференции, и расширяют поле дискуссий. Авторы сборника представляют разные регионы России, а кроме того, и школы зарубежной славистики. Проблемы предпосылок славянофильства и становление его в 1840-е годы, анализ различных аспектов учения славянофилов в свете требований современной науки, отношения славянофильского лагеря с другими течениями общественной и литературной мысли России 2-й половины XIX в., наконец, вопросы судеб славянофильского учения в послере-форменный период - таковы основные грани проблематики материалов, составивших содержание предлагаемого современному читателю сборника. Публицистическая злободневность наследия славянофилов обусловила определенную остроту некоторых материалов. Но это естественно для нашего сложного времени, которое переживает Россия сейчас. В то же время участники сборника стремились выдержать сугубо научный и объективный тон в оценках анализируемых источников.



Хотя в гуманитарных науках невозможно полностью устранить субъективные пристрастия исследователя, но все же серьезный ученый всегда предпочитает избежать поверхностного стремления к аллюзиям, предохранить себя от искажения исторической истины ради своих пристрастий. Надеемся, что предлагаемый сборник статей является именно научным, а не газетно-журнальным откликом на современные общественные запросы. Свежий исторический материал и честный глубокий его анализ куда более важны для вдумчивого читателя, чем сиюминутные социально-политические пассажи. Такой читатель сам свяжет историю с современностью и сможет оценить актуальность представленных его вниманию статей сборника.



Ю. В. Стенник



ОБ ИСТОКАХ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА



Обращаясь к вопросу о национальных истоках славянофильства, мы не должны забывать, что почвой, определившей оформление славянофильства в широкое умственное движение, была та культурноидеологическая ситуация, которая сложилась в России в 1830— 1840-е годы.



Вспомним обстоятельства возникновения славянофильских умонастроений в их исторической перспективе.



Славянофильство, исходившее из признания права своего народа на самобытную историческую жизнь, явилось своеобразным ответом на вызов, брошенный противостоявшим ему идеологическим лагерем западников, вызов, выраженный в наиболее обостренной форме П. Я. Чаадаевым в известном „философическом письме” 1829 г., содержавшем пессимистический вывод: у России нет ни исторического прошлого, ни будущего. Не касаясь сейчас всего содержания письма, обратим внимание на исходную идею в построениях Чаадаева, создавшую ретроспективную основу исторических предпосылок славянофильства. Это признание извечного противостояния России и Запада. Осознание такого противостояния как культурно-исторической проблемы приходится на XVIII век.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru