Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Славянские легенды о первых князьях Страница - 1

Славянские легенды о первых князьях Страница - 1

Российская Академия наук Институт всеобщей истории



Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Научно-исследовательский институт социальных систем



А. С. Щавелёв



Славянские легенды о первых князьях



Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян



Москва



У1К 821.16-343.0 5БК 81.3.(0)9 Щ14



’ецензенты



Лен-корреспондент Национальной академии наук Украины, доктор



Сторических наук Н. Ф. Котляр



Андидат исторических наук А. А. Молчанов



Андидат исторических наук Е. В. Пчелов



1аучный редактор



Октор исторических наук Е. А. Мельникова ’едактор А. С. Преображенский



Исследование поддерживалось грантами по проектам «Трансформация исторической амяти: от устной исторической традиции к письменной» Программы фундаментальных сследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной эеды, социальным и техногенным трансформациям» и «Политические институты и зрховная власть в домонгольской Руси» программы фундаментальных исследований 'ИФН РАН «Власть и общество в истории».



Щавелёв А. С.



Ц14 Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян.



— М.: Северный паломник, 2007. — 272 с.



ЩВЫ 5-944331-228-0



В монографии исследуются генезис и структура сюжетов и мотивов ревнейшей славянской мифопоэтической традиции. Особое внимание деляется реконструкции моделей архаичной власти, отразившейся в этих реданиях, а также позднейшим трансформациям устных сказаний в процессе х включения в раннеисторические хроникальные и летописные памятники, нига адресована историкам, филологам, культурологам, а также широкому ругу читателей, интересующихся проблемами исторической поэтики прошлым славянских народов.



© А. С. Щавелёв, 2007



>ВЫ 5-94431-228-0



© Издательство «Северный Паломник», 2007



От автора



Путь же лежит через факты. Я должен записать все новое, что узнал, и попытаться разобраться, попытаться заново найти утерянную нить логики, хотя бы властью воображения. Или — могут ли факты говорить за себя сами? Можно ли сказать что-то и не попытаться понять смысл слов, встроить их в логический контекст?



Лоуренс Даррелл



Тезис о том, что в каждом сколько-нибудь развернутом тексте всегда присутствует некая сверхидея, стал уже топосом, если не сказать — банальностью герменевтики. При истолковании художественных произведений поиск скрытых движущих сил творчества ведется с редким азартом и чаще всего не без успеха. Когда же речь заходит о научных исследованиях, такую «предвзятость» принято прятать под покровами академической сдержанности. Вопреки установившейся традиции в предисловии мне хотелось бы указать несколько самых общих ориентиров, определивших предварительный замысел этой книги. Первый — мой интерес к «утраченным литературам» древности, которые восстанавливаются по крупицам имен, топонимов, мотивов, отрывков и поздних переложений. Второй — меньшая полнота и эффектность славянской языческой традиции по сравнению с яркими, богатыми деталями мифологиями и эпосами кельтского и германского миров, а также сомнения, которым исследователи периодически подвергали аутентичность того или иного фрагмента славянского предания. Третий — я заинтересовался древнейшими славянскими легендами, когда грандиозные картины славянского языческого прошлого, созданные советской исторической наукой, подверглись критическому пересмотру, дотошной источниковедческой проверке, так сказать, деконструкции. Однако, при всей неоспоримой терапевтической пользе такого скептического подхода, история, подобно другим дисциплинам, не может существовать как сумма отрицательных заключений по тому или иному поводу. Не менее, а часто более важны усилия, направленные на создание новых, пусть в очередной раз несовершенных, но целостных интерпретаций. Свое рассмотрение преданий о первых князьях я хотел бы считать прологом к новой реконструкции до-письменной истории славян.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru