Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Смутное время Страница - 6

Глубоким и оригинальным явилось решение С. Ф. Платоновым и такого непростого вопроса, как причины прекращения Смуты. При разработке его он всецело исходил из наблюдения С. М. Соловьева о принципиальном отличии Первого земского ополчения, в котором земские люди действовали заодно с казаками против поляков, от Второго — движения чисто земского, направленного и против поляков и казаков одновременно. Не умильным соединением враждовавших ранее между собой «общественных классов», неожиданно помирившихся «во имя национальной, религиозной и просто гражданской безопасности», которой угрожали казаки и «ляхи», как представлял себе дело В. О. Ключевский,38 и не одному только патриотическому и религиозному подъему, как это изображала официальная историография, хотя, разумеется, и эти факторы сыграли свою роль, а ясно сформулированной руководителями Второго ополчения «национальной программе» действий была обязана Россия своему спасению — таков один из основных выводов «Очерков» С. Ф. Платонова.39

Разработка этой проблемы — важный вклад С. Ф. Платонова в историографию Смуты, поскольку либеральная историография в лице В. О. Ключевского предпочитала идти здесь традиционным путем, связывая начало движения с «троицкими листками» — призывными грамотами, рассылаемыми по городам из Троице-Сергиева монастыря. Все дело в содержании грамот. Призыв троицких монахов к объединению всех русских людей, в том числе и казаков, для совместной борьбы с поляками не мог не импонировать

В. О. Ключевскому, поскольку логично вписывался в его схему примирения перед лицом общей опасности ранее враждовавших «общественных классов». Напротив, отталкиваясь от того, что уже было сделано до него С. М. Соловьевым и И. Б. Забелиным, С. Ф. Платонов сумел показать, что в основу действий Второго ополчения его руководители положили не советы троицких старцев, а программу патриарха Гермогена. Суть ее заключалась не в союзе с казаками, а в борьбе с ними, причем в борьбе более беспощадной, чем с врагом внешним — поляками.

Эта программа, подчеркивает С. Ф. Платонов, была консервативной программой действий, направленных против всего того, что отошло за годы Смуты от старого московского строя. К единению теперь призывались «не все вообще русские люди*, как то советовали троицкие старцы и как то было в Первом земском ополчении, а только консервативные слои населения: землевладельческий служилый класс и класс торгово-промышленный, тяглый. Их усилиями была освобождена Москва и спасена Россия — таков основной вывод С. Ф. Платонова.40 Это было новое слово в науке, в корне отличающееся от того, что давала по этому вопросу как консервативно-охранительная, так и либеральная историография. И хотя сама идея сложившегося на последнем этапе Смуты союза служилых и тяглых посадских людей до С. Ф. Платонова была высказана К. Н. Бестужевым-Рюминым41 (в более общем виде она присутствует и у С. М. Соловьева), практическая разработка ее — несомненная заслуга ученого.

Не нашел поддержки у него и подхваченный либеральной историографией (В. О. Ключевский) сомнительный тезис Н. И. Костомарова о «тусклых личностях* Смутного времени.42 Напротив, С. Ф. Платонов очень высоко оценивал нравственные и деловые качества его героев, а о Кузьме Минине, вслед за И. Е. Забелиным,43 отозвался как и о вовсе «гениальном человеке*.44 До С. Ф. Платонова историки, и в частности, В. О. Ключевский, недооценивали роль Ярославского «стояния* (апрель-август 1612 г.) земского ополчения, объясняя его нерешительностью Дмитрия Пожарского, не спешившего на «очищение* Москвы. С. Ф. Платонов оспорил этот вывод. Ярославская пауза, показал он, была необходима, т. к. позволила руководителям сформировать за эти несколько месяцев то, в чем нуждалась более всего измученная страна — центральное правительство — Совет Всей Земли. Нельзя сказать, что им удалось решить все поставленные задачи, отмечает С. Ф. Платонов (не был, в частности, избран царь), но главные цели — создание боеспособной земской рати, твердой центральной власти и определившегося к этому времени поражения «воровского* казачества — были достигнуты.46

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru