Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Смутное время Страница - 8

Уже в ХП1 в. определились, по мнению С. Ф. Платонова, обстоятельства, направлявшие стремления «русского племени» и его внутреннюю организацию. Обстоятельства эти — внешняя агрессия, когда почти одновременно с трех сторон оно было окружено врагами, действовавшими наступательно. С одной стороны, борьба эта направляла всю внешнюю политику России вплоть до Петра Великого,50 и закончилась уже при Екатерине II достижением полной безопасности и естественных границ.61 С другой стороны — «чисто военная организация», имевшая своим следствием закрепощение сословий, которую вынуждено было принять Великорусское государство надолго, на много лет вперед предопределило внутриполитическое развитие страны, в т. ч. и знаменитую Смуту начала XVII в. Равновесие в положении сословий, существовавшее во всей силе еще при Петре I, когда было установлено крепостное право государства «на жизнь и труд всех сословий одинаково», нарушилось, однако, при его преемниках. Раскрепощение дворянства привело к превращению крепостного права шляхетства на крестьян в «сословное право помещиков на подданных». Такое изменение в положении сословий означало, по мнению С. Ф. Платонова, не что иное, как установление «шляхетского режима» в стране и превращение России в дворянскую империю.52 Последним актом раскрепощения сословий явилась крестьянская реформа 1861 года.

Однако, получив в результате отмены крепостного права и других реформ 1860-х гг. свободы экономические и личные, раскрепощенные сословия так и не дождались политических свобод. В этом как раз и заключалось, по С. Ф. Платонову, основное противоречие пореформенной эпохи, нашедшее свое выражение в «умственном брожении радикального политического характера», вылившемся в конце концов в террор «Народной воли» и революционные потрясения начала XX в.53

Такова схема «Лекций» С. Ф. Платонова. Она не оригинальна и взята им у Б. Н. Чичерина, К. Д. Кавелина и С. М. Соловьева с учетом разработок В. О. Ключевского и П. Н. Милюкова. Что касается С. М. Соловьева, то его влияние, помимо прочно усвоенного С. Ф. Платоновым тезиса о ведущей организующей роли государства в историческом процессе, сказалось прежде всего в присущем его «Лекциям» глубоком историзме, стремлении к раскрытию внутренней целостности и закономерности исторического развития России. Из С. М. Соловьева исходил С. Ф. Платонов и в объяснении своеобразия исторического развития России по сравнению с Западной Европой, перенеся, впрочем, акцент с природно-географических условий на сложившийся под влиянием внешней угрозы «боевой строй», военный характер Московского государства (В. О. Ключевский, П. Н. Милюков). Реформы Петра I и последующее раскрепощение сословий — это не уклонение России с какого-то своего, особого пути развития, а, напротив, восстановление в стране «нормального» государственного порядка и возвращение ее на путь единообразного развития с Западом (В. О. Ключевский) — к такому выводу подводит нас С. Ф. Платонов в своем «Курсе».

В концептуальном плане «Лекции» С. Ф. Платонова побрали в себя все лучшее, что могла предложить русская историческая наука конца XIX - начала XX. в. Фактическая же их сторона основана главным образом на «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева. Широко использованы им «Курс русской истории»

В. О. Ключевского, «История государства Российского» И. М. Карамзина, а также монографические труды историков и юристов второй половины XIX - начала XX в. Большое место под влиянием идей экономического материализма отводит он а своих «Лекциях» экономическому и социальному факторам. Сама история русской государственности дана С. Ф. Платоновым на широком фоне, где наряду с фактами политической истории нашли свое место факты социальной, духовной истории народа. Много места С. Ф. Платонов уделяет истории сословий в России (дворянство, крестьяне) и сословной политике государства. Так называемая «внешняя» история (войны, дипломатия, придворная жизнь) сведены в ¦Лекциях» С. Ф. Платонова до минимума. Основное для Платонова — это история государства, «государственный и общественный быт», «общественное и государственное устройство наших предков» и их эволюция. Недаром историческим идеалом С. Ф. Платонова был царь, который «работал на государство» ,54 «самоотверженно служил государству» .55 Да и исторические личности С. Ф. Платонов оценивал прежде всего с точки зрения той «государственной пользы», которую имела их правительственная деятельность, без обиняков отодвигая на второй план темные, теневые стороны их деяний, как не имеющие значения по существу дела. Свою задачу С. Ф. Платонов видел в том, чтобы не навязывая слушателям личных взглядов на проблему, познакомить их с выводами науки, со всем разнообразием существующих точек зрения. Собственные оценки он дает лишь тогда, когда они основаны на результатах его работы с первоисточниками. Это, как правило, события периода второй половины XVI — середины ХУП в. При изложении событий, относящихся к другим периодам русской истории, С. Ф. Платонов становится чрезвычайно скуп на собственные суждения и умозаключения, явно предпочитая им выводы из трудов своих предшественников и коллег.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru