Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Советские мониторы - Страница 4 История России

Неудовлетворенный проработками Военно-морской академии и промышленности, в апреле 1944 г. Главный штаб ВМФ выдал новые задания на проектирование речных бронекатеров. Для большого бронекатера, проект которого получил номер 190, заданием оговаривалось водоизмещение не более 75 т, скорость 17,5 узлов, дальность плавания 600 км при 10-узловой скорости. По малому бронекатеру (пр. 191) требовалось уложиться в водоизмещение 40 т, иметь скорость 15 узлов и дальность плавания 300 км. Требования по вооружению оставались на уровне пр. 1124 и 1125, однако на малом катере допускалась установка только одной пулеметной башни. Работы по проектированию до конца войны завершены не были, и создание этих кораблей относится уже к послевоенному периоду.

Таким образом, реально создание речных бронекатеров замерло на предвоенной отметке. Чего нельзя сказать о бронекатерах морских. Идея их создания появилась еще в середине 30-х годов и произрастала она от финских шхер. Изначально командование советского ВМФ считало Выборгский залив и расположенные к западу от него шхеры потенциальным районом боевых действий. Многие корабли, а не только бронекатера, проектировались исходя из физико-географических условий этого региона: мониторы, мореходные канонерские лодки, миноносцы, подводные лодки и так далее. Но первым доведенным до эскизного проекта стал морской бронекатер пр.238. Впоследствии эти корабли классифицировали как малые мониторы, шхерные мониторы, малые канонерские лодки, но все же, в конце концов, они остались морскими бронекатерами. Их предназначение: ведение разведки; ведение боя с катерами, сторожевыми кораблями и тральщиками противника; прорыв защищенных пулеметами шхерных позиций; уничтожение переправ; обеспечение десантных и транспортных операций; несение дозорной службы.

В марте 1938 г. сформулировали оперативно-тактическое задание. Согласно его основное артиллерийское вооружение включало два 76,2-мм орудия в башнях танка Т-28, а также три башни ДШКМ-2Б с 12,7-мм пулеметами. Бронирование бортов и палубы в районе расположения машинного отделения, погребов боезапаса, ходовой и радиорубки, рассчитывалось против крупнокалиберных пулеметов с дистанции 100 м и более. Бронирование орудийных башен - штатное танковое. Корабль предполагалось оборудовать катерным тралом, глубинными бомбами, дымоаппаратурой и прожектором. Требования к мореходности обуславливались способностью плавать на волнении до 6 баллов. Прочность корпуса рассчитывалась на волнение 9 баллов. Это признавалось достаточным для условий Финского залива и Ладожского озера. Непотопляемость и живучесть корабля должны были гарантировать самостоятельное возвращение в базу при одном затопленном отсеке. Усиленные форштевень и обшивка носовой части могли обеспечить нанесение таранных ударов по мелким деревянным судам, а также способность форсировать битый лед толщиной до 10 см. П о своим габаритам корабль рассчитывался на свободный проход под ленинградскими мостами при условии заваливающейся мачты. Водоизмещение при этом ограничивалось 220 т, осадка - 1,5 м. Скорость хода при волнении 6 баллов - не менее 20 узлов, район плавания - 500 миль, автономность - шесть суток.

В марте 1940 г. на основе предварительных проработок утверждается тактико-техническое задание, которое предусматривало снижение требований к скорости и уменьшение размеров. В конце 1940 г. Наркоматом ВМФ рассматривались три варианта эскизного проекта с различными главными двигателями, в частности с дизелями 30Д и М-50. Однако их производство промышленность реально освоила только после Великой Отечественной войны, а потому пр. 138 - «завис».



10

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru