Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Союза казаков России - Страница 10 История России

64

Неповиновению властям.

В отличие от Данилевского П. Б.Струве считал казачество революционным фактором отечественной истории. В статье «Интеллигенция и революция» Петр Бернгардович «сублимирует» политическую эволюцию казачества. Казаки, по его мнению, сначала были «социальным слоем всего более далеким от государства и всего более враждебным. В этом слое были навыки и вкусы к военному делу, которое впрочем, оставалось у него на уровне организованного коллективного разбоя.

Пугачевщина была последней попыткой казачества поднять и повести против государства народные низы. С неудачей этой попытки казачество сходит со сцены как элемент, вносивший в народные массы анархическое и противогосударственное брожение».65

Н. А.Бердяев в своем труде «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века» называет казачество замечательным явлением русской истории. По мнению именитого философа, казачество «наиболее обнаруживает полярность,

Противоречивость русского народного характера».66 Бердяев присоединяется к мнению Н. Я. Данилевского касательно того, что « колонизация была совершена в России вольным казачеством».67 Но он поддерживает и тезис П. Б.Струве, что казаки поначалу представляли собой «анархический элемент в русской истории, в противовес государственному абсолютизму и деспотизму».68 69 70 Бердяеву виделись казачьи общины как бы «демонстрирующие» свой отход от государства, «стимулировавшего» уход народа в вольные

69

Края.

Не удивительно, когда вся страна жила на основе самодержавных порядков, в условиях, когда расцвело крепостное право с его самыми дикими проявлениями, на окраинах страны существовали крупные общины людей, в которых, по крайней мере в идеале, все были не только свободны, но и равны. Естественно, что казачество должно было казаться и действительно казалось живым воплощением вольности и равенства.

Совершенно особое место в плеяде отечественных философов занимает военный мыслитель начала прошлого века Михаил Осипович Меньшиков. Для него казачество и в ХХ

70

Веке являлось «красивым» сословием - рыцарством, оплотом русской государственности. Меньшиков военную перспективу казаков видел в привлечении последних к службе в зарождавшемся воздушном флоте. «Казаки по самой природе полувоздушные воины».71 Статус сильной России Меньшиков связывал с армией. «Армия - крепость нации, единственная твердыня, на которой держится наша государственность».72 Военное дело, бывшее краеугольным камнем казачьей истории, Меньшиков относил к особому и большому миру со своей религией, философией, наукой и литературой.73 74

Можно сказать, что казачество - это Русь, но не безвольная, холопская, стонущая под чужеземным игом и бессильно тонущая в междоусобной борьбе, а Русь свободная, победоносная, широко простирающая свои орлиные крылья по степному простору, смело

74

Смотрящая в очи своим соседям-врагам.

Нет необходимости как-то оспаривать высказывания и оценки философов о казачестве. Они уже стали достоянием истории и философии и в любом случае только дополнят и даже украсят анналы русской культуры.

В силу исторических условий казачество вынуждено было пойти на компромисс с самодержавным государством, подчиниться ему. Однако подчиняясь, оно сумело сохранить за собой часть «вольностей»: право на землю, самоуправление. Эти «вольности» на протяжении XIX и в начале XX веков урезались. Основная масса казачества постепенно оттеснялась от власти, разрасталась прослойка чиновников, неподконтрольная станичной общине и даже войску. Отсюда и особое отношение у казачества к «начальству».75

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru