Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Союза казаков России - Страница 5 История России

С веками между казаками устанавливались особые отношения, отличные от тех отношений, которые существовали в русской деревне. Казачество решительно отделяло себя в своем представлении от обычных крестьян - «мужиков». Среди казаков возникло и всеми способами культивировалось сознание своей общности, близкое к национальному сознанию. И с этнографической точки зрения казачество отличалось от населения коренных русских областей, ибо еще в ХУ-ХУ111 веках происходило смешение казаков с остатками ранее населявших южные степи народов. Этому способствовал обычай захватывать в плен женщин-турчанок, татарок, представительниц различных кавказских народов, с которыми казаки вели тогда постоянную борьбу.20

Донское казачье войско занимало особое положение. За свою службу по охране южных границ государства оно пользовалось автономным управлением: на казачьем кругу выбирался атаман, являвшийся главой войска, а также другие начальники и командиры, составлявшие казацкую старшину. В ряде случаев донские казаки имели право самостоятельного сношения с другими государствами.21 В это же самое время донцы и запорожцы являли грозную военную силу, влиявшую на международные отношения в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Запорожская Сечь имела военно-административную организацию, которая продолжала древние вечевые традиции Руси.22 В. Д.Батырев считал, что после оформления в 1654 году воссоединения Украины с Россией - данное обстоятельство усилило совместные действия донских и запорожских казаков в борьбе против Османской империи.23

Образ казака в массовом сознании ассоциируется со словами «кавалерист», «всадник», «наездник», но ни в коем случае не «моряк», «матрос», «речник» и тем более «судостроитель». Между тем казаки, ранее российских государственных структур обосновавшиеся на Черном и Азовском морях, издавна морскую стихию считали своей наравне со степными просторами. Посвященная отечественному кораблестроению ХУП-ХІХ вв., монография В. Д.Батырева уделяет роли казаков в развитии судостроения и морской техники азово-черноморского региона значительное внимание. В книге отражена эволюция судостроительного дела в России: от постройки небольших гребных судов с

Мелкокалиберной артиллерией до многопалубных кораблей с болтовым креплением частей корпуса, медной листовой обшивкой подводной части корпуса судна и современным для ХІХ века вооружением. Отмечено, что практика постройки судов долго опережала теорию, и такое положение изменилось только в ХУІІІ веке. История судостроения в монографии увязана с историей российского государства, так как умение строить корабли было тесно связано с его хозяйственными и политическими потребностями. В книге подчеркивается, что созданию на морях Юга России кораблестроительной базы способствовала не просто поддержка государства, а особое внимание Петра І и Екатерины ІІ. По мнению автора, отечественное кораблестроение за небольшой исторический отрезок вышло на мировой уровень, в то время как заграничные мастера затратили на это гораздо больше времени. К Х1 Х столетию проектирование парусных судов в России и их постройка достигли высшей точки своего развития и в дальнейшем в их конструкцию вносились лишь улучшения,

Способствовавшие достижению большей прочности, скорости движения судна или совершенствования такелажа.

Казачье кораблестроение, получившее наибольший размах в ХУП в., долгое время было «незамысловатым». Автор приводит техническую схему изготовления стругов: в их основание клался выдолбленный ствол дерева, а с боков набивались борта из досок по две или три с каждой стороны. Размеры стругов были длиной 20 и даже 35 метров в зависимости от выполняемых задач. Струги стали основным типом судов флота в ХУП в. Они строились в большом количестве, хотя были еще и «кладни», «насады», «дощаники». Со временем, однако, мастерство казачьих строителей росло, чему способствовали войны на морях. Казаки - разработчики проектов судов старались улучшить такие их характеристики как устойчивость, непотопляемость, мореходность, запас плавучести и обитаемость морских судов. Параллельно с техникой судостроения казаки стремились к техническому наземному обеспечению судов. Казачьи верфяные комплексы были предшественниками

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru