Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Союза казаков России - Страница 8 История России

Наличие в составе казачества кроме русского других этнических компонентов свидетельствует, что налицо значительная роль казачества в этнокультурных процессах:

37

Ассимиляции, консолидации и интеграции, народов и народностей России.

Казакам была присуща семейственность, без этого само формирование войсковой стойкой этнической группы было бы просто невозможно.38 Однако национальные

И религиозные различия не мешали казакам «уживаться» в одних станицах и в условиях военного времени отражать набеги неприятеля.38 39 С упрочением государственной власти на громадном пространстве занимаемого казаками с течением и в силу изменившихся условий жизни, казачьи войска /общины/ все больше и больше вливались в экономическую жизнь всей страны. Сам по себе казачий вопрос по сей день остается неоднозначным. Среди историков и этнологов до сих пор нет единой точки зрения на происхождение, роль и место казачества в русской истории. А между тем «казачий образ жизни быть может являлся высшей формой развития русской общины».40

Явления казачьей самобытности настолько сложны, что понять, вскрыть и объяснить их представляется чрезвычайно трудным делом. Поэтому к казачьему вопросу следует подходить осторожно, научно.41

Военная организация всегда являлась центральным звеном войсковой казачьей общины.42 Казаки и в ХХ веке просто не могли неотрывно заниматься хозяйством, они продолжали быть участниками войн, которые вела Россия, или находились в боевых командировках, например, охрана КВЖД. Казачьи войска представляли собой особые как в управленческом, так и в социально-экономическом аспекте области Российского государства.43 Возникновение новых войск было обусловлено быстрым территориальным ростом Империи и острой потребностью государства в дополнительных казачьих контингентах для колонизации.

«Казачество, по определению литературоведа Л. А.Аннинского, явление пронзительно русское».44 45 Он видит в казачестве сочетание двух полюсов: желание свободы и державной воли к власти. Формировалось спонтанно, зарождалось само, ходом вещей в пазах и щелях геополитического миропорядка. И только потом вербовалось русским

45

Правительством на принципах равной взаимонужды.

Современный процесс глобализации активизирует сохранение народами их культурно-национальной идентичности.46 Окружающий нас мир полиэтничен.47 Казаки и в современном мире представляют собой «историко-социальный феномен».48 49 Не стоит повторять, насколько важен этнический фактор в жизни российского общества. В свою очередь этнические границы канализируют социальную жизнь и делают необходимыми

49

Сложноорганизационное поведение и социальные отношения.

Казаки-эмигранты, осмысливая казачье прошлое,  обратились в своих

Изысканиях к истории русской философии. Эта проблема нашла свое отражение в казачьей литературе. Философский анализ казачьей истории был выстроен следующим образом. В «английских» статьях мыслитель - материалист Герцен называл казаков надежной стражей границ, которая образовала на этих передовых постах «республиканские и демократические общины, сохранившиеся еще к началу XVII-го столетия, и они имели блестящую историю».50 По мнению Герцена, «казачество было отварённая дверь людям, не любящим покоя, ищущим движения, опасность, независимости. Оно соответствовало тому буйному началу молодечества и удали, которые рядом с мирным и добродушным нравом славян составляет их характеристику».51 52 Но Герцен видел и современную ему эволюцию казачества, превратившегося в XIX веке в войсковое сословие. Возвращаясь к прошлому казачества, Герцен в одном из писем в «Колоколе» 1859 года высказывается следующим образом: «Россия все росла и крепла, колеблясь между полнейшим рабством и самым необузданным своеволием, между царем и казачеством. Казачеству, как вы знаете, шляхетская свобода Речи Посполитой была также ненавистна, как иго царя московского. Что за дикое неслыханное явление какой-нибудь Стенька Разин! Это какое-то безумное метание барса, какие-то опыты мощи не сознательной, но страшной». И уж совсем гипотетично Александр Иванович продолжает: «Придайте Стеньке Разину определенную цель, дайте ему вместо казацкой голи армию и посадите его на престол - вот вам и Петр I».53 «Пугачевщину» философ назвал последней попыткой, последним усилием казаков освободиться от власти правительства.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru