Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Союза казаков России - Страница 9 История России

Николай Петрович Огарев поддерживал эту мысль, он «интересовался» казаками-старообрядцами р. Урала. В «Общем Вече», издании при «Колоколе», Огарев посвятил несколько заметок об уральских казаках-старообрядцах. Видя в них суровых сторонников исключительно старой веры. Хотя таковых было немало, так как старообрядчество в Уральском казачьем войске носило «политический характер», в смысле защиты своих прав на земли и природные ресурсы р. Урал. Кстати, представлявшего, особенно в те времена, уникальный район по добыче рыбы осетровых пород, монополия на лов которых принадлежала казакам.

Уральская казачья община «являлась в высшей степени своеобразной и обособленной областью, со своеобразным укладом и его экономической организацией. Достаточно сказать, что в крае не было частной собственности на землю, а таковая считалась общим достоянием, которым временно мог пользоваться каждый член общины. Наемный труд в некоторых промыслах /отдельные виды рыболовства/ совершенно не допускался, а в большинстве его применение было очень ограничено и что порядок пользования угодьями, то есть производство всех промыслов - земледелие, скотоводство, рыболовство и пр. - устанавливался особым представительным органом - «Съездом выборных от станичных обществ».54

Герцен и Огарев предполагали использовать с революционными целями борьбу казачества за религиозную свободу (право верить по старому) и за свободу политическую (республиканские и военно-казачьи идеи).55 Философы видели в казачестве своеобразный революционный авангард. Казак - член общины, основанной на равенстве политическом и социальном, казак-защитник крестьянства, угнетаемого помещиками, казак-первопроходец в освоении новых земель.

Философу-эклектику Бакунину «социализм казачий» - относительное социальное равенство внутри казачьей общины представлялось гораздо выше европейских мыслителей. Восхваляя анархию, как идеал общественного устройства, Михаил Александрович писал в 1870 году: «В казацком кругу, устроенном Василием Усом в Астрахани по выходе оттуда Степана Тимофеевича Разина, идеальная цель общественного равенства неизмеримо более достигалась, чем в фаланстерах Фурье, институтах Кабэ и Луи Блана и прочих социалистов, чем в ассоциациях Чернышевского».56 57 58

Таким образом, казаки «оказывались», по Бакунину,  прирожденными

Социалистами и оставалось только насадить «казачину» по всей России. Казаков Бакунин считал людьми, «боровшимися за крестьянский рабочий мир, пока тот спит, задавленный

57

Всею тяжестью государства».

Если Бакунин воспевал казачьи круги Василия Уса, то Лавров ставил Пугачева и его социальную программу выше всех конституций мира! По мнению родоначальника русской «субъективной школы» Петра Лавровича Лаврова, в Пугачевщине - в этом сильнейшем взрыве казацких масс, лежала «вечно живая - вечно нравственная творческая потребность человека решать вопросы общественного устройства не в эфемерных формах, а в их основной постановке, потребность бороться со злом и искать воплощения гуманности

58

В казни этого зла».

В казачьих антиправительственных выступлениях Лавров видел стремление масс, заключенного в требовании: «себе господства на земле, где они трудятся; в требовании для всего народа средств существовать и развиваться».59

Идеолог панславизма Н. Я. Данилевский в своей нашумевшей книге «Россия и Европа», говоря о формировании территории России, особенно за Уралом, полагал, что данный процесс прошел без государственной инициативы и был совершен «казацкой удалью».60 Присоединение к России южнорусских степей, по мнению Данилевского, это абсолютная заслуга казацких общин.61 Казацкие общества Данилевский считает, самобытными политическими организациями.62 Признавая решающую роль казачества в «наращивании» российских земель, Данилевский отмечает сопротивление казаков правительственной политике из-за опасения, что государственные порядки ограничат завоевания казачьей массы.63 64 И все же, заключает Данилевский, в казачестве усилием правительства была введена гражданственность и порядок, положившие конец казачьему

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru