Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сталиниана - Страница 11

Истинно царская забава! Весьма интеллектуальная и со вкусом!

Звериное и человеческое

В животном мире, где действуют биологические законы, властвование сильной особи над другими нормально. Дикари, еще не оторвавшиеся от биологических закономерностей, имеют своих вождей. Однако диктаторы, фюреры, вожди в развитом обществе — анахронизм, возврат от человечес кою к звериному или дикарскому состоянию. Христос говорил ученикам: «Князья народов господствуют над нами, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, а будет вам слугою».

Исторически близкие

Все материалы, касающиеся Нечаева, были изъяты из архизов и стали предметом пристального внимания Сталина. Он чувствовал близость к этому политическому авантюристу, экстремисту и, вероятно, учился у него цинизму и бесовству. Был близок Сталину и Иван Грозный. Вождь считал, что суждения о жестокости и бесчеловечнос-1и этого царя есть клевета буржуазных историков.

Параллели

Сталин учит: «Исторические параллели рискованны». Ну что же, рискнем.

Фонвизин говорил: «Кто мОжет — грабит, кто не может — ворует». 31 л формула помогает понять различие между Сталиным и сталинщиной, с одной стороны, и Брежневым и брежневщиной — с другой. I щ© одну формулу, выявляющую похожесть сталинской эпохи на мосгдвкабристскую Николая I, можно найти у Пушкина:

На всех стихиях человек Тиран, предатель или узник.

Хорошо схватывает суть эпохи Николая I подлая формула Клейнмихеля: «Зачем общественное мнение? Разве у вас, Ваше величество, «воего мнения нет?» Это речение также в силу схожести эпох метит и с тллинщину.

Интересно, что николаевская эпоха началась в 1825 году и кончимте п 50-х, как и сталинская в XX веке.

Картины-близнецы

Художественное произведение неповторимо и принципиально ори-I инально. За всю историю мировой художественной культуры ни рл*у не появилось двух одинаковых произведений. Правда, один | лучаи, будто бы опровергающий эту закономерность, описан Низами и его поэме «Искандер-наме».

Александр Македонский завоевал какую-то восточную страну и приказал построить в честь победы триумфальную арку. Два художника — румиец и китаец, соревнуясь в мастерстве, расписывали инуфонние противоположные стены арки. Их разделял полог. 1’пбо! л была окончена, и Александр Македонский пришел определить победителя. Когда полог сняли, роспись обеих стен оказалась абсолютно одинаковой: тончайший кружевной орнамент левой стены линия в линию, краска в краску совпадал с рисунком правой. Пожелав понять, в чем дело, Александр Македонский приказал снова повесить полог,— на одной из стен орнамент остался, а на другой — исчез. Художник превратил стену в зеркальную поверхность, отразившую прекрасный рисунок. Курьез, подтверждающим уникальность художественного произведения.

И все же двум художникам, жившим в разных странах — в России и Германии, удалось нарушить закон эстетики.

Я был в Центральном Доме литераторов на первом просмотре фильма Ромма «Обыкновенный фашизм». В фильме, как известно, широко использована кинохроника, в том числе и немецкая, показывающая ужасы фьашизма. Но один кадр поразил аудиторию больше, чем самые страшные картины лагерей смерти. На художественной выставке в фашистском Берлине демонстрировалась картина, увидев которую, зал ЦДЛ ахнул не иносказательно, а реально, вслух. На картине на фоне процветающей Германии был изображен одетый в защитный френч Гитлер, уверенно и оптимистично глядящий в будущее. Вздох потрясения вырвался из сотен писательских душ потому, что это гениальное полотно точь-в-точь походило на другое— на получившую в свое время Сталинскую премию картину «Утро нашей родины». Картина изображала индустриально-колхозный пейзаж (поле колосящейся пшеницы, металлические опоры высоковольтных линий, шагающие через поле, и так далее). На фоне этого великолепия стоял добрый и радостный генералиссимус в белом кителе, с плащом на руке. Вождь бодро смотрел в ближнее и далекое будущее и, судя по сиянию глаз, видел там светлые дали коммунизма. Сюжет, композиция, художественная концепция картин двух услужливых художников — немецкого и русского — были удивительно схожи. Однако плагиата тут не было. Идентичность картин — следствие шаблонности мышления тиранов и угодных им художников и непритязательности художественного вкуса и тех и других.

II

КТО БЫЛИ ВАШИ РОДИТЕЛИ)

ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ ДО 17 ГОДА)

(вопросы анкеты сталинской эпохи)

Придет антихрист. . . человек греха, сын погибели. . . беззаконник. . . Дана будет ему власть над всеми народами. . . Сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. . . Пришествие, по действию сатаны будет со всякою силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих.

Библия. Книга Нового завет

Черный день календаря

Распространенное в персидском ареале поверье предписывало убивать детей, рожденных 21 декабря, так как это дети зла. Иосиф Виссарионович Сталин родился 21 декабря 1879 года.

Странная версия

Существует легенда, что Сталин сын Пржевальского.

Основания легенды: во-первых, Пржевальский и Сталин очень похожи друг на друга, во-вторых, два года до рождения Сталина Пржевальский провел в Гори, в-третьих, у Пржевальского где-то был незаконнорожденный сын, которому он помогал материально.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru