Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Судьбы России Страница - 1


Санкт-Петербургское научное общество историков и архивистов

Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX - начале XX вв.

Документы и мемуары государственных деятелей

Подготовил Л. Е. Шепелёв

«Спас» - «Лики России» Санкт-Петербург 2007

Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX - начале XX ВВ. / Документы и мемуары государственных деятелей. — Лики России, 2007. — 416 с.

Подготовил Л. Е. Шепелёв

Настоящее издание включает 17 докладов и записок видных государственных деятелей России второй половины XIX в., обращенных (в большей части) к императорам. Среди авторов председатели Комитета министров, а также министры внутренних дел и финансов: Н. Х. Бунге, П. А. Валуев, С. Ю. Витте, Е. Ф. Канкрин, В. Н. Коковцов, М. Х. Рейтерп и другие. Содержание документов посвящено важнейшим проблемам развития страны, главным образом экономическим, но также вопросам государственного управления, национальной политики, критике социалистических учений.

Публикуемые документы имеют первостепенное значение для профессионалов: историков, экономистов и социологов; могут быть полезны в учебной работе студентов; доступны для всех интересующихся развитием России в дореволюционный период.

Издание подготовлено доктором исторических наук Леонидом Ефимовичем Шепелевым — автором монографических исследований «Акционерные компании в России» (1973 и 2006 гг.), «Царизм и буржуазия во второй половине XIX в.» (1981 г.), «Царизм и буржуазия в 1904-1914 гг.» (1987 г.), «Чиновный мир России. XVIII - начало XX вв.», «Титулы, мундиры и ордена Российской империи» (2004 г.).

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства но печати п массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

ШШЧ 978-5-903672-02-8

©Фонд содействия реставрации памятников истории и культуры «Спас», 2007 © Информационно-издательская фирма «Лики России», 2007 © Л. Е. Шепелёв: составление, 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблемы экономического развития России в XIX - начале XX вв. получили свое обобщенное отражение в сравнительно немногих архивных документах и печатных материалах. Это докладные записки (представления) министров императорам, статьи специалистов в периодических изданиях, воспоминания крупных государственных деятелей. Публикуемая подборка из 17 таких исторических источников дает общее представление об этих проблемах и предлагавшихся мерах их решения.

В 1802 г. в России были учреждены министерства. Их насчитывалось всего около десятка. Главным экономическим ведомством являлось Министерство финансов, в ведении которого находилась и промышленность, и торговля. Главы министерств имели право личных докладов императору (обычно еженедельных). Это была возможность объяснить ему ситуацию и значение предлагаемой политической меры. Если законопроект получал визу царя, он становился законом. Таким образом, личное влияние министра во многих случаях имело решающее значение. В этом случае возникала возможность того, что политика разных ведомств оказывалась несогласованной, а иногда и противонаправленной. Правда, чтобы этого избегнуть, существовал порядок запрашивания отзывов па законопроект других заинтересованных ведомств. Кроме того, любой законопроект до его представления императору должен был рассматриваться в законосовещательном Государственном совете. Сложные экономические вопросы обсуждались в полусекретном Комитете финансов. Наконец, существовал Комитет министров, который, казалось бы, мог играть координирующую роль, по на практике не имел достаточного влияния. Сохраняющаяся несмотря на все это несогласованность деятельности ведомств оказалась в фокусе внимания как бюрократических сфер, так и общества. Отсутствие единства в государственном управлении расценивалось как крупный его дефект. Сторонниками сохранения сложившейся системы выступали, с одной стороны, министры, пользовавшиеся большим влиянием на императора и имевшие возможность преодолевать вероятное противодействие других ведомств. С другой стороны, противниками «объединенного» правительства были сами императоры, опасавшиеся, что, предварительно договорившись между собой, министры будут чувствовать себя более независимо и принцип самодержавного правления окажется ущемленным. Александр II в 1856 г. согласился лишь па организацию Совета министров, где с его согласия и в его присутствии министры могли совместно обсуждать отдельные вопросы.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru