Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Великий хан Батый - Страница 10 История России

Ярослава II впервые ездил в Орду, где в 1249 г. получил от Батыя Киев и всю южную Русь, но продолжал жить в Новгороде, откуда, объявленный великим князем на место бежавшего брата Андрея, переселился во Владимир только в 1252 г. 1255 г. и 1258 г. - из Владимира ходил усмирять непокорный Новгород, в 1256 г. - воевал с Финляндией. Неоднократно ездил в Орду. В последнию свою поездку «занемог» в Городецком Федоровском монастыре (тогдашний Балахнинский уезд Нижегородской губернии), где и скончался 14 ноября 1263г. в возрасте примерно 43 лет. Тело его спустя 10 дней погребено в соборной церкви бывшего тогда во Владимире Рождественского монастыря». Александр Невский прожил три года уже в суверенной Золотой Орде - тюрко-славянском государстве, создаваемом при непосредственном его участии и православии.

Тюрко-Монгольская конфедерация «просуществовала всего 4 десятилетия (до 1260 г.), после чего она распалась на фактически независимые улусы. Последним Великим ханом Тюрко-Монгольской конфедерации был хан Мёнкэ, надо констатировать, что выбор «оказался удачным, и при нем Монгольская империя упрочилась внутри и раздвинула свои пределы. Успешные военные действия были в Южном Китае против державы сунов. Одновременно с ведением войны на востоке Мёнкэ-хан поручил другому своему брату, Хулагу, закончить завоевание Передней Азии. В этот поход Хулагу выступил в 1252 году после тщательной подготовки. Хулагу первым долгом уничтожил орден измаилитов (1256 - 1257 гг.) и завоевал Багдатский халифат. Владелец большей части Сирии Насир, правнук Салах-ад-Дина, подчинился Хулагу в 1259-1260 гг.» С приходом к власти Хубилай-хана (1260-1295) Тюрко-Монгольская конфедерация приказала долго жить и на востоке образовалась мощная Монголо-Китайская империя, а правители Чингизиды стали называться по-китайски династией Юань. Каракурум сердце Тюрко-Монгольской конфедерации перестала функционировать и столицей новой Монголо-Китайской империи стала Хан-балу (Пекин). Надо отметить, что при Хубилай-хане был золотой период империи, но это уже история другого государства. Мы же вернемся к основателю Тюрко-Славянского государства - Золотая Орда хану Батыю. «Видя ухудшение своего здоровья, хан Батый отправил Сартака ко дворцу Мёнкэ-хана, чтобы по его милости стать на место отца своего хана Бату. По свидетельству персидских источников, Мёнкэ хан принял Сартака «с почетом, уважением» и

Утвердил за ним власть отца его как над войсками, так и над странами, ему покоренными,

Дав ему право называться вторым в царстве и издавать грамоты. Пока Сартак находился при дворе Мёнкэ-хана, умер хан Батый» «После смерти Батый-хана началась борьба за престол. Хан Берке и его сторонники требовали соблюдения старых тюркских традиций, где престолонаследие передавалось от старшего брата к младшему, от младшего дяди к старшему племяннику. Сторонники Сартака хотели вести престолонаследие по наследству от отца к сыну, закрепив власть в Золотой Орде за домом Батыя. На стороне хана Сартака выступили Мёнкэ-хан и определенная прослойка тадаро-монгольской аристократии. На стороне хана Берке - мусульманская верхушка городов. Хан Берке при хане Батые принял мусульманство, поэтому мусульманское купечество, особенно среднеазиатских городов, видело в нем прежде всего единоверца способного в отличие от Сартака, хана «язычника», сочувствовавшего христианам, покровительствовать мусульманскому духовенству и чиновничеству старой среднеазиатской формации, способствовать расцвету городской жизни. Неожиданно хан Сартак был убит. Историки считают, что его отравителями были сторонники хана Берке. Когда стало известно о смерти хана Сартака в Каракуруме. Мёнкэ-хан назначил ханом Золотой Орды не хана Берке, а сына хана Сартака Улакчи до тех пор, пока он вырастет и заступит на место отца. Но Улакчи также умер в этом же году» «В 1258 г. сторонникам хана Берке все же удалось посадить его на трон», «который принял ислам, но не принуждал подданных следовать его примеру. При нем в Сарае в 1261 г. открывается русская православная епархия». Но все же «со вступлением на престол хана Берке мусульманские купцы действительно получили доступ ко всем государственным учреждениям, а перед мусульманским духовенством открылось поле для миссионерской деятельности. Вскоре, после возвышения на престол хана Берке начался переход правящей аристократии от тэнгрианства к мусульманству». «При хане Берке на Руси, для более строгого и всеобщего обложения населения данью, была проведена перепись». Другими словами «Берке-хан, сев на престол, начал борьбу за усиление военно-политического могущества Золотой Орды. В период его правления произошли изменения в градостроительной политике, в первую очередь в столице Сарае. Сарай возник почти на «пустом месте» в степях, где до золотоордынских ханов были очень слабые традиции оседлости, было мало поселений. В нижнем течении Иделя когда-то стоял хазарский город Итиль, но он был разрушен еще в X в. Другой известный по письменным источникам город, Саксин, был, вероятно, не столь городом, сколько ханской ставкой. Длительной оседлости, сельскохозяйственного и ремесленного населения в нижнем течении Иделя до пришествия тадаро-монголов не было. Со всех концов Средней Азии, Кавказа, Крыма свозили в Сарай ремесленников, которые возвели городе невероятной быстротой. Ремесленники принесли с собой архитектурные каноны и строительные приемы, испытанные строительные материалы и технологию их производства. Наличие огромного количества ремесленников позволило в короткие сроки и в больших масштабах осуществлять строительство. При Берке-хане города и в первую очередь столица, принимает «восточный облик», застраиваясь монументальными зданиями мечетей, минаретов, медресе, караван-сараев» «Раскопки столицы Сарай-Берке показывают, что Золотая Орда внешне восприняла в покоренных государствах, особенно в Средней Азии, высокую культуру. В столице находились мечети из мрамора, богато украшенные, роскошный дворец самого хана с внутренними двориками, где были устроены фонтаны, а стены украшены орнаментами белого и зеленого цвета. В Сарай-Берке находился караван-сарай, где торговали восточные купцы, в город приезжали купцы из генуэзских колоний и русские купцы. Раскопки показали, что в этой столице находился водопровод, глиняные трубы которые хранятся в Москве в Историческом музее». «Столице Золотой Орды - Сараю - всегда уделялось особое внимание. Одни его называли Сарай-Бату. Мусульмане, в честь построения в нем мечетей при Берке, называли Сарай - Берке. К концу правления Менгу-Тимура он без преувеличения стал один из крупнейших городов не только в Золотой Орде, но и во всей средневековой Европе. Для сравнения: Рим в ХШв. имел 35 тысяч жителей, Париж в XIV в,- 58 тысяч, а Сарай в начале того же XIV столетия - более 100 тысяч». «Благоприятные условия для работы и жизни в Сарае привлекли сюда ученых, историков, литераторов, художников, философов, врачей, поэтов и т. д. не только из городов Золотой Орды, но и Средней Азии, Ирана и Ближнего Востока» «Так в Сарае работал и жил ученый и философ из Азербайджана Мухетдин Бардагай, из Ирана уважаемый в городе врач аль-Няджаж, известный астроном того времени Котбетдин Рази и т. д. Были уже и свои ученые, родившиеся в Сарае, такие как религиозный философ Мэрджани Шэех Минхаджетдин Ибрагим ибн Сулейман эль Сараи, поэт и философ Эхмед ибн Шамсель-эиммет эль Сараи и т. д.». Кроме того, что Сарай являлся культурным притяжением, столица Золотой Орды была ещё политическим центром Евраазии, и уже в период Берке-хана приезжали послы, главы государств. Так «в установлении дипломатических отношений с Золотой Ордой был очень заинтересован Египет. 1261 г. султан Бейбарс отправляет послов с большими подарками в

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru