Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Все музеи Москвы - Страница 1 История России

УДК 908(470-25) ББК 63.3(2-2Москва) П 78

Проняев Б. Н.

П 78 Все музеи Москвы. — М.: Алгоритм, 2008. — 384 с.

ISBN 978-5-9265-0491-7

Это не просто путеводитель, не каталог редчайших экспонатов и не методические рекомендации, как осматривать музеи. В стремлении изведать неизведанное вам откроются неисчислимые сокровища природы и человеческой жизнедеятельности.

Знает ли, к примеру, читатель, что в Москве действует музей Мюнхгаузена, побывал ли в квартире-музее «обыкновенной Богини», как называл Алексей Толстой величайшую балерину Галину Уланову, ознакомился ли со «сладкой» историей знаменитой кондитерской фабрики «Красный Октябрь»?..

Многие рассказы-экскурсии по всем общедоступным музеям, галереям, выставочным залам столицы основаны на личном опыте автора и его собственном восприятии и потому ассоциативны. Творческое умножение знаний — конечная цель его работы.

УДК 908(470-25) ББК 63.3(2-2Москва)

ISBN 978-5-9265-0491-7

© Проняев Б. Н., 2008 © ООО «Алгоритм-Книга», 2008

Искусство

Первые ласточки

«Худой художник Худяков», — выстукивали колеса пролетки по булыжникам мостовой Казанской площади в Петербурге. «Нет. Бедный бытописатель Василий Григорьевич, и недурной», — проговорил несколько раз вслух, перекрывая навязчивый ритм, длиннобородый, сухощавый, в тройке тонкого манчестерского сукна для капитанов и адмиралов. В мануфактуре разбирался лучше потомственный владелец складов льняного полотна, пряжи. Ехал в мастерскую бедствующего живописца, рекомендованного купцом первой гильдии в Английском клубе месяц назад. С недавних пор открылись двери дворянских собраний перед сословиями проще, берущими крепости не листочками дерева от Рюрика. «Золотом купишь и супостата, и высокомерие обратишь в расположение», — убеждал купец. О помещении капитала в зыбкую сферу искусства мануфактурщик не мыслил. Для стен своего дома ради поддержания куража тронулся в северную столицу.

— Картина стоит нашего брата. Не ткнешь пальцем в того, кто не имел дела с контрабандой, даже через вторые-третьи руки. Фартовая коммерция — риск. Повесишь в гостиной в назидание негоциантам. Те же Фермопилы проходят. Формы схваток не столь откровенны. Суть одинакова, — рассуждал, уговаривая, Толстопятов, вымаливая благодеяние для земляка-художника. Торговля у самого шла не ахти, кто бы его вызволил из долговой ямы. Быстроходную шхуну с турецким табаком разграбили пираты. Никакой страховки при потере незаконно перевозимого груза, ни выплаты ущерба.

Художник был старше покупателя, не отмахнувшегося от сострадания. Знал бы — оказывает преуспевающий торговец покровительство, сделалось неловко, стыдно. Соучастия не прочитывал в визите. Купец, не скупясь, заплатил цену, названную продающим:

—  Почему написали стычку? Изобразили бы военное сражение или изящное в природе.

—  В нашей цеховой корпорации, что в словесности, популярная тема. Оживленность, действующие лица в драматический момент. Коммерческая зарисовка, если желаете. Писать по душе можно лишь при средствах.

Павел Михайлович оглядел мастерскую, занимавшую целиком мансарду. Кисти, краски, холсты, подрамники, стремянка. Ни костюмов, никаких аксессуаров, ни лишнего, никчемного, что будет отвлекать, — по несостоятельности приобрести. Окна у неба, света море, но холод зимой пуще сенного. Вместо печи с изразцами дымоходная труба.

—  Вам любопытны происшествия. Загляните к академику Шильдеру Николаю Густавовичу. Сцены жизни простого народа. Как ваше приобретение окутано преступностью.

За «Искушение» упомянутый художник удостоился серебряной медали от Академии художеств. Сюжет произведения — подвальный быт. Сводня для мерзавца, проступающего в приоткрытых дверях каморки, соблазняет браслетом красавицу, дочь больной женщины, у ее постели с белым пологом. Тусклые, бедностью пропитанные краски, стопроцентная достоверность вне сомнения. Написано, что подсмотрено в петербургских трущобах. Блажен, кто не почитает вопиющую скудость за предмет эстетики. Но наступал век натуральности. Убогость, лохмотья, честная нищета — фазы правдолюбия нетерпимой литературы, живописи. «Выдь на Волгу, чей стон раздается...» Что ни стихотворение Некрасова — рассказ о страдальцах, что ни строка — плач, крик, протест речитативным, в прозу вправляющимся анапестом. Чувствовал мануфактурщик, в долгой задумчивости разглядывая модную жанровую картинку, вдвое меньшую первого криминального полотна, — зарождается страсть коллекционера, ставшая со временем смыслом жизни накопителя сотворений кисти, красок, несущих будущему правду прожитого. Как нужно хранить и выставлять рассеянные по свету холсты, на многие века существующий мир запечатлевающие, что осталось от Господа нашего Христа, — легенды. Ценность доступной, доходчивой до каждого живописи — это вещные послания минувших и уходящих лет поколениям грядущим.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru