Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древние и средневековые государства на территории Казахстана - Страница 3

В кургане Аржан - памятнике Тувы раннескифского времени, как полагает исследователь, были захоронены «царь» с «царицей» и 15 сопровождавших их «вельмож» (Грязнов М. П. 1980: 46-52).

В других регионах распространения локальных вариантов культур скифского и сакского типов - на восточном Памире, (Литвинский Б. А. 1972:186-187,194) в Центральном Казахстане (Кадырбаев М. К. 1967:430) и южном Приаралье (Вишневская О. А. 1973: 129), где единичны царские курганы и они не раскапывались, социологические реконструкции не предпринимались. В этих регионах, вероятно, необходимы поиски иных критериев оценки уровня общественной развитости.

Недавно сделано, на наш взгляд удачное, монографическое обобщение накопленного опыта реконструкции социально-экономических отношений в древних обществах и остро поставлена проблема палеоэкономики и общественного строя, как одна из главных задач советской археологической науки (Массон В. М. 1976; Федоров-Давыдов ПА. 1973).

Хотя успехи в изучении социального строя древних обществ очевидны, реконструкция социально-экономических отношений и этно-политических ситуаций в древних человеческих обществах сопряжена со многими объективными и субъективными трудностями.

Главными из них являются отсутствие или малочисленность основополагающих письменных источников, вольное и невольное осовременивание или, наоборот, принижение уровня древних социальных структур, как итог интерпретации извлеченной информации сквозь призму наших современных традиционных представлений о народностях и племенах - объектах изучения этнографической науки.

Несомненно, этнографический источник - маяк на пути исследования социальной структуры древних обществ. Однако, хотя едины объективные исторические закономерности развития человечества, но и неизбежно многообразие специфических черт древних обществ, складывающихся в различной среде у разных племен. В конечном счете эта специфика составляет индивидуальность конкретной социальной организации и отличает ее от всех иных обществ, близких или далеких по времени. Мировая история не знает двух совершенно одинаковых общественных организаций. Поэтому привлечение данных этнографии для доказательства уровня развития и определения форм общественных отношений у древних племен чревато ошибками.

Более конкретен археологический источник, в нем заложены большие возможности для реконструкции социальной структуры. Но здесь трудности другого порядка. Археологический источник нем, для извлечения информации, необходимой для социологических заключений, нужна разработка своей особой методики распознания социальной развитости древнего общества, значительны трудовые усилия, которые вложены на сооружение того или иного привлекаемого памятника или группы памятников материальной и духовной культуры.

Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые в советской археологии разрабатывается проблема палеоэкономики и социального строя кочевых и полукочевых племен Средней Азии и Казахстана второй половины первого тысячелетия до нашей эры - первой половины первого тысячелетия нашей эры. На современном этапе развития исторической науки теоретический уровень разработки не может быть выше стадии первого приближения к истине.

Актуальность темы заключается в слабой или вовсе неразработанности в историографии указанного региона таких кардинальных вопросов древней истории, как возникновение и развитие классов и государства и его экономического базиса - земледелия и скотоводства. В работе делается попытка на основе марксистско-ленинской методологии исследовать эти вопросы.

В разные годы отдельные аспекты проблемы излагались в наших монографиях и научных статьях.

ГЛАВАI

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И СКОТОВОДСТВО

За весь период археологического изучения Семиречья (Южный Казахстан и Северная Киргизия) представление о хозяйстве, быте и культуре древних усуней основывалось исключительно на данных китайских династийных хроник и на материалах раскопанных подкурган-ных захоронений.

В Семиречье - на одной из основных территорий расселения этих племен - количество раскопанных древнеусуньских курганов ныне доходит примерно до двух тысяч. Значение большого археологического материала, полученного при вскрытии этих памятников, трудно переоценить. Но эти материалы в силу специального строго определенного набора погребального инвентаря, необходимого в могилах, дают лишь косвенные свидетельства об уровне развития экономической основы общества и о формах хозяйства. Поэтому выводы, основанные только на них, являются неполными и не выходят за пределы гипотетических рассуждений.

Сведения древнекитайских хроник значительно дополняются археологическими данными. Параллельное привлечение двух этих источников в исследованиях дает довольно полное представление об интересующих нас вопросах. В то же время сопоставление данных устанавливает противоречивость и неточность сведений письменных источников, допущенных при характеристике хозяйства и образа жизни усуней.

До 30-х годов XX в. при неизученностиусуньских древностей исследователи, занимающиеся историей этих племен (В. В. Бартольд), находились под влиянием китайских письменных источников.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.