Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древние и средневековые государства на территории Казахстана - Страница 8

Большое количество сосудов обнаружено также в могилах могильника Актас IX, здесь в одной могиле находилось 6-8 сосудов, пять сосудов найдено в могильнике Сары-Тогай (наЧарыне) (Агеева Е. Н. 1959: 80-85). Могильники датируются Ш-У вв. (рис. 6) Акишев К. А, 1967: 294).

Таким образом, увеличение количества глиняных сосудов характерно для двух категорий захоронений: родоплеменной знати и рядовых усуней. Но с той лишь разницей, что если в могилах первых много сосудов находилось уже на первом этапе появления древних усуней на политической арене, то у вторых - только в предтюркское время. Отсюда можно заключить, что на раннем этапе усуньской истории оседлость была в большой степени присуща родовой и племенной знати и иной прослойке владетелей, чем остальной части беднейшего населения. На позднем этапе, в Ш-У вв., по-видимому, происходит более широкое оседание и развитие земледелия у усуней.

Таковы археологические материалы, которые могут быть мобилизованы по исследуемому вопросу. Они являются достоверным фактом, доказывающим существование и развитие земледелия в усуньском обществе.

Прямые указания о развитии оседлости и земледелия на территории Семиречья в древнеусуньское время имеются в письменных источниках.

Так, китайский историк Бань Гу сообщает, что придворная дама Фынь, приставленная к китайской принцессе, выданной замуж за усунь-ского гуньмо, раздавала подарки усуньским «оседлым владетелям» (Бичурин Н. Я. 1950Ъ: 88), жившим в самой столице Чигу или в её окрестностях. По этому небольшому, но важному сообщению определенно устанавливается, что какая-то часть древнеусуньского общества была оседла. Хотя этот же источник в другой части повествования утверждает, что усуни не занимаются ни земледелием, ни скотоводством, но оседлость, как известно, связана с земледелием. Другой вывод, к которому можно прийти, заключается в том, что оседлые земледельцы были владетелями (собственниками) не только скота, но и земельных участков и жилых строений.

Китайский историк XIX в. Хэ-Цю-Тао, ссылаясь на древние источники, сообщает, что древние усуни не устраивают полей, но «сеют деревья» (Кюнер Н. В. 1961: 74). Комментатор «Ханьшу» Янь Ши-Гу - историк VII в. н. э. - конкретизирует это сообщение, поясняя, что «сеют деревья» — значит «сажают деревья» (Кюнер Н. В.1961: 74).

У нас нет никаких оснований не доверять этим сведениям древнекитайских источников. Ханьская империя, проводя традиционную великодержавную политику по отношению к северным и западным варварам, была более склонна подчеркивать их кочевническую отсталость, чем приписывать им нехарактерные для них деяния и образ жизни. По-видимому, у оседлой части усуней имело место и садоводство.

Мы располагаем и другими сведениями более определенного и конкретного характера по рассматриваемому вопросу. Это сообщение историка Суй Сун, прямо утверждающего, что хотя усуни следовали за водой и травой (кочевали), «все же имели города и предместья» (Кюнер Н. В. 1961:78).

Приведенные факты, на наш взгляд, не оставляют сомнения в том, что у древних усуней были развиты оседлость и земледелие. Несомненно, влияние на раннее развитие земледелия у древних усуней оказывало соседство с ханьским Китаем. По данным династийных хроник, уже в I в. до н. э. Китай создавал вдоль своих западных границ военные поселения (Ханьшу. 1958). Тесный контакт и общение усуней с жителями этих поселений, занимавшихся земледельческим трудом, ускоряли развитие оседлости и земледелия в Семиречье.

Развитие земледелия в позднеусуньское время, установленное приведенными выше археологическими данными, подтверждаются новыми, ранее неизвестными сообщениями китайских источников об

7. Могильник Бегазы. Общий вид. Рисунок П, Агапова

Усуньских владельцах, обрабатывающих землю (Чжоу Чжи Чжи и Лю-чжи. 1936: 74). Таковы те немногочисленные, но убедительные сведения, которыми располагает ныне археологическая и востоковедческая наука о существовании земледелия в Семиречье в древнеусуньское время.

Эти данные, таким образом, свидетельствуют, что оседлость и земледелие были развиты в среде древних усуней еще в первых веках до н. э., а более широко - на позднем этапе, в Ш-У вв. н. э. По этим же данным устанавливается, что получили развитие огородничество (?), богарное земледелие и садоводство.

Однако и в этот период в усуньском хозяйстве, хотя скотоводство было не единственной формой хозяйства, но и земледелие не стало играть равную скотоводству роль. На всех этапах развития хозяйства скотоводство преобладало над земледелием. Оно и при комплексности хозяйства оставалось одним из основных средств производства. В такой оценке значения скотоводства в жизни усуней Семиречья единодушны археологические и письменные источники. Но и при изучении этого направления хозяйства археологические источники являются наиболее объективными и беспристрастными информаторами в отличие от письменных, достоверность сведений которых полностью зависит от эрудиции и информированности, индивидуальных качеств автора, его идеологических воззрений и политических взглядов (Кюнер Н. В. 1961: 20).

В свое время мы уже отмечали противоречивость сведений древнекитайских хроник об оседлости у усуней. Здесь необходимо отметить, что данные о скотоводстве также отрывочны и довольно однобоко от-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.