Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древний и раннесредневековый Иран Страница - 2

«Надпись Нарсе в Пайкули и Бишапурский рельеф», частично опубликованная ранее как заключительная глава в книге «Иран в III веке. Новые материалы и опыт исторической реконструкции» <15>. В эту работу составители (при участии В. А. Лившица) включили хранившийся в научном архиве В. Г. Луконина новый перевод надписи Нарсе из Пайкули, выполненный в 1979— 1980 гг., после публикации дополнительных блоков этой надписи X. Хумбахом, но до появления перевода П. О. Шэрвё (1983 г.). Надпись Нарсе из Пайкули — источник, над которым В. Г. Луконин продолжал работать более тридцати лет, многократно обращаясь как к наиболее трудным и плохо сохранившимся местам текста, так и к общеисторической интерпретации сведений этой надписи. И дело не только в плохой сохранности надписи. Ее чтение требует не только блестящей лингвистической подготовки, оно невозможно и без детального понимания тех процессов, которые происходили в это время в Иране, — понимания, которое должно опираться на активное владение совокупностью всех остальных источников. Творческое начало проявляется не только в выдвижении новых идей, но и в умении пересматривать устаревшие точки зрения (и в первую очередь свои), если они приходят в противоречие с фактами, в умении отказываться от идей, которые некогда казались правильными, увлекали. Работа В. Г. Луконина над надписью из

Пайкули — яркий пример именно такого творческого подхода, который был характерен и для других направлений в исследованиях В. Г. Луконина (в том числе и не нашедших полного отражения в этом издании). Такую же творческую эволюцию претерпела оценка личности Картира и его роли в истории Ирана III в. в работах В. Г. Луконина, прямо или косвенно затрагивающих эту тему <2, 8, 15, 27, 34, 44>. К этому вопросу он возвращается снова и в работе «Надпись Нарсе в Пайкули и Бишапурский рельеф».

В основе очерка «Хосров II и Анахита» — доклад, прочитанный В. Г. Лукониным в апреле 1979 г. на научной сессии в Государственном Эрмитаже, посвященной памяти Я - И. Смирнова. Эта ранее не публиковавшаяся работа, пожалуй, наиболее развернутое обращение В. Г. Луконина к позднему периоду в истории Сасанидов, к сложному и малоисследованному вопросу о взаимоотношениях зороастризма и христианства в Иране в это время, затрагивавшемуся и в других его работах <4, 64

И др.>. Наряду со сведениями письменных источников, глиптикой, торевтикой и другими материалами В. Г. Луконин широко использует в этой работе и «Шах-наме», оценке которого как источника по истории культуры посвящены его комментарии к переводу «Шах-наме» в серии «Литературные памятники» <42, 69>.

Завершают сборник две работы, очень различающиеся и по характеру, и по материалам, на которых они написаны, но тесно связанные тематически: обе они посвящены сасанидским завоеваниям на восточных границах Ирана. Статья «Среднеперсидские надписи из Кара-тепе» (1969 г.), несмотря на преимущественно публикационный характер, содержит подробные данные о других находках среднеперсидских надписей на территории СССР <40>, тесно примыкая к другой работе В. Г. Луконина (совместно с В. А. Лившицем), в которой исследованы Среднеперсидские надписи на серебряных сосудах <28>.

Статья «Завоевания Сасанидов на Востоке и проблема кушанской абсолютной хронологии» (1969 г.), первоначально опубликованная в «Вестнике древней истории» <41>, содержит детальный анализ всех видов источников, освещающих кушано-сасанидскую проблематику, а ее выводы — развернутое основание новой хронологии этих событий, предложенной и разработанной на нумизматическом материале в других работах В. Г. Луконина <33, 36, 37, 39, 53, 8, 9 и др.>. Первоначально предполагалось включить в это издание и написанную в 1966 г. статью «Кушано-сасанидские монеты» <36>, основные положения которой сохраняют свое значение и сейчас (равно как и хронология монет сасанидских кушаншахов, впервые выдвинутая в этой статье). Однако от этого намерения пришлось отказаться, так как статья нуждается в некоторой переработке с учетом прежде всего тех замечаний и поправок, которые были сделаны самим В. Г. Лукониным в его более поздних работах, а также тех новых материалов, которые появились за двадцать лет, прошедших после ее написания.

В этой книге нашли отражение далеко не все темы и направления исследований В. Г. Луконина: здесь нет работ по нумизматике <38, 2, 8 и до.> и глиптике саса-нидского Ирана <4, 21, 22, 26, 47, 54, 64 и др.>, а также по археологии древнего и сасанидского Ирана <56, 57, 58, 16 и др.>,

Большое исследование по торевтике са-8

Санидского Ирана (совместно с К. В Тревер <18>) как и некоторые другие работы <19, 20> к моменту сдачи этой рукописи в издательство еще находились ъ печати, но их можно найти в списке опубликованных работ В. Г. Луконина (см. ниже с. 275—279), составленном В. Г. Шкодой. Вместе с составителями в подготовке этой книги к печати принимали участие А. А.

Иерусалимская и В. А. Лившиц, который в частности, взял на себя труд выверить и унифицировать всю транскрипцию. В унификации библиографических обозначений (и частично проверке ссылок заново) большую помощь составителям оказали И. Н. Медведская и В. Г. Шкода Художественная культура древнего Востока

1. Три модели древневосточной цивилизации '

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     


     

    Www.istmira.ru