Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древний и раннесредневековый Иран Страница - 3

Понятие «древний Восток» охватывает цивилизации, складывавшиеся с VI—IV тысячелетий до н. э. и существовавшие до начала нашей эры на громадной территории от Египта до Китая.

Этим совершенно условным термином принято обозначать совокупность очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, обществ, еще не вышедших из состояния первобытности, и более продвинутых в своем историческом развитии племен и народностей, говоривших на десятках языков и веривших в бесчисленное множество богов. Но за всем этим многообразием стоит то, что позволяет рассматривать их как некое единство: рабовладельческий способ производства с двумя основными секторами в экономике —

Государственно-храмовым и общинно-частным 2.

Сколько-нибудь конкретное представление об особенностях возникновения древневосточных цивилизаций и путях их развития можно составить только для областей и стран, выдвинувшихся в ходе исторического развития на первый план; другие, остававшиеся по разным причинам в тени или просто пока плохо изученные (вообще или на определенных этапах их истории), не могут быть рассмотрены на одинаковом с ними уровне детальности.

В формировании цивилизаций Передней Азии и Египта прослеживаются три основных варианта путей развития — три модели.

Первая модель (месопотамская) — это разобщенные земледельческие общины на протоках Евфрата, управление разливами которого выделило их из других обществ, позволив получать огромный по тем временам прибавоч-10

Ный продукт. В результате из высвободившейся от непосредственных занятий земледелием части общества сформировалось жречество, аппарат управления, а впоследствии — профессиональные воины, ремесленники (в том числе зодчие, художники, скульпторы и др.) и т. д. Отличительная особенность, которую необходимо отметить для месопотамской модели, — длительное сохранение в общественно-экономической структуре как храмо-во-государственного, так и общинночастного секторов, что сравнительно рано (уже в V—IV тысячелетиях до н. э.) приводит к возникновению первых городов-государств, каждого — вокруг храмов своих общинных божеств. Вторая модель (египетская) возникает в принципе на той же основе («бассейновое» регулирование разливов Нила), однако расположение древнеегипетских общин-номов узкой полосой вдоль Верхнего и Среднего Нила исключало возможность их разобщенного существования. Поэтому усиление одного из номов и подчинение им соседних подобно цепной реакции создавало условия для раннего возникновения единой власти, распространявшей свое влияние на все номы Верхнего и Среднего Египта, а впоследствии завоевавшей и Нижний Египет. Становление сильной государственной власти (деспотии) фараонов неизбежно сопровождалось быстрым поглощением общинно-частного сектора государственно-храмовым, что составляет специфику экономики древнего Египта.

Третья модель (условно ее можно назвать хетто-ахейской) характерна для обществ, развивавшихся позднее — уже в условиях существования египетской и месопотамской моделей, но в иных географических и климатических условиях. Эти общества обладали продуктами, которых не имели в достаточном количестве ни Египет, ни Месопотамия (скот, изделия из металла, особые породы дерева, виноград, оливки и т. д.), и охотно обменивали их на зерно. Хотя собственное производство этих обществ и не давало еще большого прибавочного продукта, они участвовали в извлечении прибавочного продукта собственно земледельческих обществ через обмен.

В этих обществах государственно-храмовый сектор получил значительно меньшее развитие, чем общинно-частный. В результате мы наблюдаем очень пестрые государственные образования — монархии (например, у хеттов), где власть царя ограничивалась советом знати,

11

Олигархии (например, в Тире) и пр. «Здешние „державы" (Ахейская, Хеттская, Митаннийская, Среднеассирий-ская, египетская „империя" в Сирии времени Нового царства) имели скорее характер военных союзов» [Дьяконов и др., 1982, I, с. 43]. Одн*им из частных случаев дальнейшего развития этой модели был так называемый античный путь развития, при котором «возникает особый вид общинно-частного экономического сектора — полисная собственность и экономика, в то время как государственный сектор отходит надолго на задний план» [Дьяконов и др., 1982, I, с. 44].

Несомненно, существовали и другие модели оседло-земледельческих цивилизаций. Общинночастный сектор в Индии, например, также оказался сильнее государственно-храмового, но там это происходило в условиях большего социального расслоения общества, что превратило сословную систему, возникшую еще в недрах первобытного общества, в структурную основу общинно-частного сектора экономики.

Принципиально отличались от всех моделей древне-земледельческих обществ кочевые общества Азии, долго остававшиеся на стадии первобытнообщинного строя. Специфика кочевого скотоводства с его неизменными в течение тысячелетий условиями ведения хозяйства обусловливала своеобразный, постоянно повторяющийся в основных чертах ритм общественного развития: Экстенсивное использование пастбищных земель неизбежно вело к завоеваниям и нашествиям, к захвату более сильными племенами владений своих соседей. Племенные

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.