Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древний и раннесредневековый Иран Страница - 6

Одной из наиболее крупных вех в дальнейшем развитии материальной культуры древнего Востока (и всего человечества) было освоение в конце III — начале И тысячелетия до н. э. производства бронзы, превосходившей медь по твердости и получавшейся путем приплава к меди олова.

Оружие и доспехи, орудия труда (или их детали), даже зеркала и бритвы — эти и многие другие предметы, изготовлявшиеся ранее из меди или из камня, стали теперь делать из бронзы. Но общий облик материальной культуры древневосточных цивилизаций не претерпел с появлением бронзы коренных изменений. Другое важнейшее событие в истории человечества — доместикация в середине II тысячелетия до н. э. лошади и затем, спустя несколько веков, широкое распространение одомашненных верблюдов (первые случаи приручения верблюдов, видимо, относятся к началу II тысячелетия до н. э.) — вызвало намного более серьезные сдвиги и в хозяйственной жизни, и в материальной культуре населения, прежде всего скотоводческих народов степей и пустынь. Для оседло-земледельческих цивилизаций появление одомашненных лошадей и верблюдов не повлекло за

2 Зак. 36

17

Собой коренных перемен 6 организации и ведении хозяйства, хотя и привело к большим преобразованиям в военном деле и создало олагоприятные условия для дальней караванной торговли. Не менее серьезное значение в этом плане имело и возникновение (в ряду других специализированных ремесел) кораОлестроения, создавшее материально-техническую Оазу для последующего распространения мореплавания.

Повыи скачок в развитии производительных сил произошел с освоением древневосточными цивилизациями производства стали. Само железо оыло известно ранее; в метеоритной форме оно встречается в Египте в погребе-ниях IV тысячелетия до н. э., отдельные образцы железных изделии (главным образом украшении) производились и в 111, и во 11 тысячелетиях до н. э.

(одним из центров производства железа был в это время северо-восток малой Азии, заселенной протохеттскими и затем хеттскими племенами), Гю к концу 11 тысячелетия до н. э. производство железа и изготовление из него оружия и орудий труда распространяется довольно широко в Передней Азии (например, филистимляне уже были вооружены железным оружием, но тщательно оберегали секреты его изготовления от подчиненных им народов и соседей); железо было более дешевым и обладало лучшей ковкостью, чем медь, но уступало ей прочностью. Юлько с открытием в начале 1 тысячелетия до н. э. углеродистого железа, закаливание которого позволяло получать сталь, произошло новое резкое увеличение потенциала производительных сил человечества. Трудно переоценить значение для всей последующей истории культуры этого технического завоевания, оказавшего революционизирующее воздействие на все области человеческой деятельности, вызвавшего к жизни новые ремесла, приведшего к коренным переменам в военном деле (появление стального оружия, а к середине 1 тысячелетия до н. э. и оборонительного доспеха) и т. д.

Развитие духовной культуры древневосточных цивилизаций — их религиозного, социального и эстетического сознания в еще не расчлененном единстве — непосредственно определялось как системой существовавших в этих обществах социально-экономических отношений, так и характером их материальной культуры. Это особенно хорошо прослеживается и по тем общим чертам, которые 18

Присущи, например, древнеегипетской и месопотамской цивилизациям, и по тем различиям, которые они обнаруживают.

Общее для них — результат сходного пути развития от самостоятельных сравнительно небольших территориальных общин, объединивших усилия своих членов в трудовой борьбе за управление разливами рек, через подчинение более слабых общин-номов более сильными и далее — к созданию единых централизованных государств. В ходе этого процесса главные божества отдельных общин-номов сливаются в единый общегосударственный пантеон, в котором верховное положение, как правило, занимает божество наиболее сильного нома (равно как и правитель этого нома становится верховным правителем над всеми общинами). Дальнейший шаг — обожествление царя (и его отождествление с верховным божеством) — в конечном счете завершает политическую и социальную централизацию, приводя практически к слиянию — полному или частичному — жречества, осуществляющего культ небесного царя, с государственным аппаратом, служащим царю земному. Такова общая и «идеальная» схема развития древневосточных цивилизаций, основывавшихся на ирригационном земледелии, и формирования их духовной культуры.

Но и все отклонения от нее, которые реально наблюдаются в ходе исторического процесса, определялись вполне конкретными причинами, из которых наиболее важны, во-первых, состояние общества к моменту его вступления на путь цивилизации, во-вторых, специфика природных условий, в которых осуществлялся переход к цивилизации и ее дальнейшее развитие, и, в-третьих, внешние факторы, оказывавшие замедляющее или убыстряющее влияние на сложение и развитие каждой конкретной цивилизации (в первую очередь характер военных, торговых и т. п. взаимоотношений с другими народами).

Египет вступил в процесс формирования цивилизации, видимо, стадиально находясь на более ранней ступени развития, чем первые общины-номы Нижней Месопотамии. На это указывает ряд признаков, в частности преобладание в верованиях тотемистических представлений. Каждый ном почитал свое верховное божество, как правило, в облике вполне определенного животного (в Сиу-те — шакал Вепуат, в Бубасте — кошка Бает, ибис Тот — в Гермополе и т. д.), и во всем последующем развитии 2*

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.