Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древний и раннесредневековый Иран Страница - 7

19

Древнеегипетской цивилизации эти проявления тотемизма сохранялись, создав — уже на стадии возникновения антропоморфной иконогпафии божеств — причудливые гибриды «человекозверей». Тотемистические представления нашли отражение и в месопотамской духовной культуре (изображения человекобыка и быка-андрокефала в глиптике и затем в монументальном искусстве), но в значительно ослабленном виде, не препятствуя уже на самых ранних этапах сложению и формированию антропоморфной иконографии божеств.

Природные условия Египта, способствовавшие, как было отмечено выше, очень рано начавшемуся (по сравнению с Месопотамией) процессу подчинения слабых общин более сильными, и в дальнейшем сохраняли значение фактора, облегчающего централизацию государства. Сравнительно быстрое объединение общин-номов сопровождалось не менее интенсивно протекавшим процессом слияния общинных божеств в единый пантеон, а местных верований — в единую религиозную систему, в которой четко разграничивались не только функции божеств, но и их ранг. Столь же быстро протекало и превращение общинных властей в номах в аппарат управления, а параллельно с этим — возвышение верховного правителя, его обожествление и затем отождествление с главным из богов.

В Нижней Месопотамии, где общины-номы, располагаясь на сравнительно коротких и беспорядочно расположенных протоках, были более разбоосанны и изолированны, чем в Египте, географический фактор не способствовал объединению общин на раннем (догосударствен-ном) этапе. Со временем, когда внутреннее социальное развитие привело к превращению таких общин (или нескольких небольших общин, «поглощенных» одной — более сильной) в самостоятельные города-государства, появились новые, уже социально-политические факторы, тормозившие процесс централизации и слияния номов в единое государство.

Главной фигурой такой месопотамской общины на раннем этапе ее существования оставался верховный жрец (энси), руководивший ирригационными работами, строительством, храмовым хозяйством и одновременно культовыми действиями в храме, котооые, в соответствии с представлениями того времени, были не менее важны, чем работа в поле, очистка каналов, обтесывание камней и т. п. Храм, в котором сосредоточивались все 20

Ресурсы общины, был и ее организационно-административным центром, и местом почитания богов своего, общинного, пантеона. И точно так же как в Месопотамии задержалось (по сравнению с Египтом) слияние номов в единое государство, так и слияние общинных богов и пантеонов в единый пантеон происходит здесь значительно позднее. Не только своих богов люди создавали по образу и подобию своему, но и весь мир, в котором живут эти боги, создавался как отражение мира земного.

Попытки объединения городов-государств Месопотамии предпринимались на протяжении III тысячелетия до н. э. неоднократно. Уже в протописьменный период (2900—2750 гг. до н. э.) храм бога Энлиля в городе Нип-пуре считался общим для всех жителей Нижней Месопотамии (помимо их поклонения своим городским богам), а Энлиль претендовал на роль верховного божества, старшего по отношению к богам местным. Политическая основа такого выдвижения Ниппура неизвестна — возможно, оно совершалось без военных действий и иных актов насилия (Ниппур считают культурным центром шумерского племенного союза догосударственного периода), но и к объединению Месопотамии вокруг Ниппура этот процесс не привел. В раннединастический период (2750— 2310 гг. до н. э.) подчинения себе всей Месопотамии (а также Элама и каких-то областей в Малой Азии) добивается царь Саргои Древний (2316—2261 гг. до н. э.), успех которого обеспечило военно-техническое превосходство — отряды лучников. Страна объединилась, и всего тридцать лет спустя один из наиболее могущественных потомков Саргона, царь Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до н. э.), уж именует себя «Бог Нарам-Суэн, царь четырех сторон света, бог Аккаде», т. е. объявляет себя богом и устанавливает свой культ. Однако правление Саргони-дов оборвало нашествие с Иранского нагорья кутиев — племен, которые не только разорили страну, но и нарушили процесс «централизации» (унификации) духовной культуры — процесс постепенного приближения Месопотамии к той стадии единства, которой достиг древний Египет. При III династии Ура снова происходит объединение Месопотамии. Основателем этой династии был царь Ур-Намму (2111—2094 гг. до н. э.), а его сын Шуль-ги (2093—2046 гг. до н. э.), создав «классическое, наиболее типичное древневосточное деспотическое и бюрократическое государство» [Дьяконов н др., 1982, I, с. 72], официально называвшееся «Царства Шумера и Аккада»,

21

Завершил формирование общей духовной культуры Месопотамии: местные божества были сведены в единый иерархический пантеон, возникло учение о божественном происхождении «царственности», и все цари этой династии, начиная с Шульги, обожествлялись. Но дальнейшее поступательное развитие было вновь прервано внешним фактором — нашествием кочевых западносемитских племен амореев. И позднее — до периода древневосточных «великих империй» включительно — Месопотамия неоднократно подвергалась различным набегам п завоеваниям. Система представлений о загробной жизни, будучи неотъемлемой частью древних представлений об окружающем мире и о месте в нем человека, оказывала в разных условиях неодинаковое воздействие на формирование древневосточных цивилизаций и их духовной культуры.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.