Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древний и раннесредневековый Иран Страница - 8

Достаточно сопоставить древнеегипетскую цивилизацию с ее гипертрофированно развитым заупокойным культом и месопотамскую, в которой влияние этого культа почти неощутимо. Различие это оказывается весьма существенным, если учесть, что в древнем Египте сооружение пирамид, возведение храмов заупокойного культа, устройство гробниц и заполнение их необходимым погребальным инвентарем не только поглощало значительную часть ресурсов цивилизации, но также, составляя если не основную, то одну из самых главных забот прижизненного существования и фараонов, и вельмож, и вообще сколько-нибудь состоятельных людей, определяло собой и принципиальный характер художественной культуры, и ее важнейшие формы.

Окончательно сложившийся уже к началу эпохи Древнего царства (III династия — начало XXVIII

В. до н. э.) заупокойный культ, исходя из веры в возможность — при соблюдении определенных

Условий — вечного существования души, требовал строгого выполнения разработанного до самых

Мельчайших деталей ритуала, громоздкого и сложного, целиком направленного на то, чтобы душа

Могла в потустороннем мире вернуться в свое нетленное (благодаря мумификации) тело или в

Образ этого нетленного тела — портретную статую. Заупокойный культ лежал в основе единой

Концепции видимого н невидимого мира в полярностях, так что загробный мир был точным до

Мелочей отражением мира земного,

22

Вера 6 «вечную Жизнь» была основной концепцией Древнеегипетского религиозного сознания, а требования ритуала, с помощью которого можно было достичь «вечной жизни», во многом обусловили не только репертуар типов древнеегипетской изобразительности (например, статуя сидящего фараона, создававшаяся для ритуала хвЪ-себ — празднества постоянного обновления физической мощи фараона; идеализированная портретная статуя — для воссоединения с одним из невидимых состояний бессмертной души — ка и т. п.), не только жанры в этой изооразительности и композиционные решения, но даже и место этих произведений в интерьерах гробниц или храмов. Представления о загробном мире наложили свой отпечаток и на концепцию государственного культа (культ фараона, культ общеегипетского верховного божества Амона-Ра, титулы фараона с именами бывших иомовых божеств), и на древнеегипетскую модель сотворения и развития мира (единый бог-1ворец — солнце, создающее мир из водного хаоса), более четкую, чем в Двуречье.

Ьидимо, одна из причин такого гигантского развития заупокойного культа в древнем Египте — более раннее (стадиально) вступление Египта на путь цивилизации (по сравнению с Месопотамией) при оолее быстро протекавшем здесь процессе централизации как самого государства (это сосредоточило в руках фараона неслыханно большие для той эпохи экономические ресурсы), так и верований в нем. Древнеегипетская цивилизация закрепила и канонизировала ритуалом представления о потребностях человека после смерти, характерные для догосударственных стадий развития общества, в котором только начинает складываться имущественное неравенство.

И погребальном обряде древнего Двуречья известно мало. Но было бы ошибкой считать, что Месопотамия никогда не знала ничего аналогичного древнеегипетскому заупокойному культу. Раскопанные в Уре подземные гробницы XXV в. до н. э. (I династия Ура), стены которых облицовывались камнем или были сложены из кирпича, по сложности ритуала и по богатству инвентаря вполне могут быть сопоставлены — во всяком случае, типологически — с древнеегипетскими погребальными сооружениями. Главное погребение в Урских гробницах сопровождали погребенные там же (видимо, отравленные, поскольку следов насильственного умерщвления 23

Нет) еще несколько Десятков человек «Свиты» (на головах женщин из свиты — золотые диадемы и обильно украшенные золотом наряды; у воинов •— связки копий с наконечниками из золота и из серебра и т. п.), и даже повозки с запряженными в них волами в сопровождении возничих. Среди погребального инвентаря множество произведений изобразительного и декоративно-прикладного (в нашем понимании) искусства: доски «штандартов» с мозаичными сценами битвы, угона скота и пленных и победного пира; деревянная инкрустированная арфа, которую украшала золотая голова быка с синей бородой из лазурита и т. д. Независимо от того «царские» это захоронения или жреческие, стадиально они относятся примерно к тому же (или даже несколько более позднему) этапу развития месопотамского общества, на котором в Египте завершилась централизация и складывался единый культовый ритуал, ю, что в Египте оказалось законсервированным на многие тысячелетия, в Месопотамии было лишь этапом (видимо, сравнительно коротким) в ее духовном развитии, совпадающим в социально-политическом отношении с периодом существования разобщенных городов-государств. Можно предполагать, что ко времени 111 династии Ура, когда происходило формирование общемесопотамской духовной культуры, в погребальном обряде уже произошли существенные изменения.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.