Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Этнокультурные контакты Китая с народами Центральной Азии в древности и средневековье - Страница 2

Библиография на западноевропейских языках.......................295

Библиография на русском языке...........................................348

Разработка основных положений теории этноса привлекала за последние годы пристальное внимание исследователей. К 70-м годам XX века сложилось представление, что в основе формирования этноса1 лежат не только такие признаки, как общность территории, языка и культуры, но и непосредственно условия возникновения и развития этнических общностей. Собственно этнические признаки возникают в процессе развития этнических отношений. Возникновение, развитие и трансформация этнических общностей - это единый общеисторический процесс, составляющий один из важнейших аспектов истории человеческого общества. Для процесса формирования отдельных этнических общностей наиболее важен период, когда совокупность уже сложившихся этносов в результате взаимных контактов начинает претерпевать качественные изменения своей этнической специфики. Для древних культур2 этот процесс наиболее ярко проявляется в материальной культуре.

Одна из главных функций материальной культуры - удовлетворение потребностей человека в одежде, пище, жилище и т. д., способствует непрерывному обогащению культуры как за счет совершенствования уже существующих ее элементов, так и путем заимствования извне. Напротив, этноразделительная функция материальной культуры обнаруживает тенденцию к консервативности, так как сама ее сущность требует преемственности некогда сложившейся традиции. Это противоречие обнаруживается всякий раз, когда возникает потребность в заимствовании того или иного элемента материальной культуры, относящегося к этнически чуждому комплексу. Любой сформировавшийся этнос постоянно усваивает те элементы культуры, которые представляются ему нейтральными, и активно сопротивляется заимст-

Вованию черт, рассматриваемых им как этнически значимые. Это означает, что этническое самосознание оказывает воздействие на сам механизм заимствования культурных достижений соседей.

В исследовании собраны материалы по периодам древности и средневековья, которые освещены разными средствами. Периоды древности реконструируются, прежде всего, на основе археологических материалов. В значительной степени археологические данные важны и для характеристики более поздних периодов, которые в той или иной степени отражены в письменных источниках. В этом случае археологические материалы позволяют подтвердить сведения этих источников и акцентировать внимание на наиболее важных процессах этнокультурных контактов населения Центральной Азии и Китая. Однако сам по себе археологический материал, не увязанный с надежными и достоверными проявлениями этнической культуры, не может служить этническим индикатором. Археологические данные могут характеризовать этнос только через своеобразие материальных памятников, оставленных населением определенной эпохи на конкретной территории. При интерпретации археологических объектов возможно выявление параллелей, которые могут быть увязаны со специфическими проявлениями культуры исторически известных этносов.

Современное определение территории Центральной Азии базируется на его климатических особенностях3, а сам регион включает Монголию, Западный Китай, Тибет, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан, районы азиатской России южнее таежной зоны и пять бывших советских республик: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан4.

Современное расширенное понимание границ региона Центральной Азии неизбежно требует выделения в его составе нескольких субрегионов по культурно-историческим (цивилизационным5) признакам. В качестве одного из таких субрегионов можно считать район Среднеазиатского междуречья, Монголии и Южной Сибири, который вобрал в себя две составляющие - цивилизацию оседлых земледельцев и цивилизации кочевников евразийских степей и пустынь. А со времени функционирования Великого Шелкового пути, он являлся своеобразным мостом между Востоком и Западом6. Такое местоположение предполагает возможность универсального восприятия достижений обеих частей света.

В ходе данного исследования под народами центральноазиатского региона мы будем понимать древнее и средневековое население территорий Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Монголии и Южной Сибири.

Хронологические рамки исследования охватывают период от конца 3 тыс. до н. э. до начала XIII в. Согласно древнекитайской историколитературной традиции, первой наследственной династией правителей Китая была династия Ся (Жа сНао, ХХ1-^1 вв. до н. э.). Предание о династии Ся, отражает, возможно, создание какого-то раннего объединения протокитайских племен одним из них - «ся» - и начало передачи власти его вождей по наследству. Официально считается, что при династии Ся начался бронзовый век Китая. С этого времени, можно наиболее наглядно рассмотреть вопрос об автохтонности формирования цивилизаций Китая и Центральной Азии или явно выявить черты взаимовлияний.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru