Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Этнокультурные контакты Китая с народами Центральной Азии в древности и средневековье - Страница 4

Одними из первых, кто принес сведения о Китае в Европу, были Плано Карпини28 и Гильом де Рубрук29. Сочинение Плано Карпини явилось первым оригинальным европейским произведением о тех областях Азии, о которых до него вообще не было достоверных сведе-ний30.

Заметное место среди источников по этнической истории китайцев VII-XШ вв. занимают записки путешественников-иностранцев, побывавших в Китае (наибольшей известностью пользуются путевые заметки венецианца Марко Поло, жившего в Китае уже после падения династии Сун31. В отличие от Карпини и Рубрука, цель миссии которых заключалась в том, чтобы установить дипломатические отношения с Китаем, у Марко Поло была иная цель - коммерческая. В своей книге Марко Поло кратко обрисовывает историческую ситуацию, которая сложилась в Китае к концу XIII в. В Срединном государстве к этому времени правила монгольская династия Юань. Марко Поло проводит четкую грань между китайцами и монголами.

Важными источниками по контактам являются памятники тюркской орхоно-енисейской письменности32, согдийские33, тохарские34, тангут-ские35 и прочие тексты в культурных центрах Центральной Азии.

Наряду с нарративными письменными источниками большое значение для изучения истории контактов Китая с народами Центральной Азии имеет эпиграфика. Иньские гадательные надписи (^^ вв. до н. э.)36 и чжоуские тексты на бронзовых ритуальных сосудах (Ж^ вв. до н. э.) содержат материал, на основе которого оказывается возможным проследить возникновение древнейших форм контактов. Среди эпиграфических памятников III в. до н. э. - III в. н. э. наибольшую ценность представляют тексты на бамбуковых пластинках, найденные в 1927-1934 гг. близ Цзюйяня (Внутренняя Монголия). Этот архив казенных и частных документов, насчитывающий более 10 000 фрагментов, датируется 102 г. до н. э. - 98 г. н. э.37. В конце 1960-х - начале 1970-х годов были сделаны новые важные находки эпиграфических памятников - не только ханьских, но и циньских. На шелке и пластинках из Чанша представлены не только древние рукописи и карты начала II в. до н. э.38. Для более позднего времени важными эпиграфическими источниками являются документы, обнаруженные в Дуньхуане в начале XX в.39, фрески и рельефы, характерные для погребений некоторых соседних с китайцами народов - киданей, чжурчжэней, тангутов и т. д.40

Важным источником для понимания единства культур Центральной Азии и Северного Китая в древности стали наскальные изображения. Последовательное научное исследования петроглифов в регионе началось в 1970-х годах. Это, прежде всего, касалось петроглифов Горного Алтая, расположенного на территории России, Казахстана и Монголии. Только на территории Республики Горный Алтай (на территории России) к 1990-м годам удалось собрать и проанализировать информацию с более чем 200 памятников наскального искусства41. За последние годы новые наскальные изображения открыты в ранее не известных местах Алтая у с. Озерное, на Укоке и др.42. Появилось несколько монографий, тематических сборников, публикаций материалов и статей по наскальному искусству Горного Алтая. Также много наскальных изображений было открыто и исследовано в Монгольском Алтае43, на территории Казахстана в Западном Алтае44.

Что же касается части Алтая, расположенной на территории Китая, то исследования этого района начались гораздо позже. Работы 80-х гг. XX в. носили, в основном, информативный характер или касались частных вопросов45. Сейчас такие исследования ведет Лю Чинь-янь46. В результате исследований комплексов петроглифов на всей территории Горного Алтая, стало очевидным, что в периоды палеоме-таллической эпохи и раннего железного века изобразительные сюжеты и манера исполнения не отличаются. Более того, искусство алтайской наскальной живописи имеет сходство по стилю и сюжетам с наскальным искусством на территории других районов КНР, таких как горы Иньшань во Внутренней Монголии и Хэланьшань в Нинься-Хуэйском автономной районе47. В то время как поздние рисунки, выполненные в согдийской манере характерны для районов Горного Алтая, но уже не прослеживаются на других территориях.

Конечно, сходство на ранних этапах может являться проявлением традиционного уклада жизни в сходных условиях, но также может быть отражением этнополитической ситуации в регионе.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru