Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Этнокультурные контакты Китая с народами Центральной Азии в древности и средневековье - Страница 9

Южная часть Восточной Азии населена народами, языки которых впервые были использованы в типологической классификации языков Терьеном де Лакуперье101. Классификация языков В. Шмидта также основывается на многих типологических критериях102. В. Шмидт выделял в ареале Восточной Азии китайско-тибетские языки, к которым он причислял также и енисейские, считая их крайними северными языками этой группы.

Лексические параллели сами по себе, еще не могут быть доказательством древнего родства, но они приобретают доказательную силу, если отражают единую культурно-историческую эпоху идентичную или очень сходную природную нишу, в которой складывалась культура и протекала историческая миграция соответствующих этносов. Например, исследования последних лет в области лингвистики, в частности работы Э. Вайды, доказывают наличие древних родственных связей между дене-индейцами и енисейцами. Впервые убедительно доказана действительно имевшая место миграция древнего населения из районов Центральной Азии в Северную Америку103.

Происхождение общей лексики в протоевропейском и древнекитайском языках, с точки зрения лингвистов, может быть объяснено через заимствование. По степени распространения заимствованных слов можно судить об относительной древности этих заимствований. По этому критерию установлено, что енисейская лексика входила в сино-тибетскую еще в период сино-тибетского единства. В этот же период происходило и проникновение протоевропейской лексики в сино-тибетскую. Когда ностратические заимствования встречаются только в китайском, и не встречаются в других сино-тибетских языках, это означает, что они были заимствованы в более позднее время - после разрушения сино-тибетского языкового единства.

С. А. Старостин, один из отечественных ученых, развивавших положения, выдвинутые создателем ностратического сравнительного языкознания В. М. Илличем-Свитычем, вдвоем с С. Л. Николаевым создал реконструкцию северокавказской семьи (продолжая работу, начатую в свое время Н. С. Трубецким). Он открыл и обосновал сино-кавказскую генетическую общность, включающую в себя северокавказские, енисейские и сино-тибетские языки - вторую макросемью языков Евразии104. Эта теория была поддержана и развита рядом ученых105. Исследователи, предложившие и наиболее активно разрабатывавшие саму идею сино-кавказской языковой общности, предлагали локализовать ее в западных областях Передней Азии, возможно даже, в Анатолии106. После распада этой макросемьи, по их мнению, сино-тибетцы и кеты двинулись на восток. Ряд исследователей, основываясь на анализе культурной лексики сино-кавказского языка и данных палеоботаники и археологии, считает напротив местом формирования сино-кавказской языковой общности Восточную Азию107.

В вопросе об этнокультурном взаимодействии Китая с народами Центральной Азии в древности важной составляющей является тохарская проблема. Хотя мы непосредственно не касаемся вопросов, связанных с контактами народов на территории Синьцзяна, однако тохарский вопрос затрагивает большую часть населения территорий Центральной Азии108. Исследования письменного тохарского наследия продолжаются в течение всего XX века и до сих пор. Во-первых, важно определить место тохарских языков в индоевропейской семье109. Во-вторых, исследуется вопрос о пути прихода этого индоевропейского народа в оазисы Синьцзяна110. В-третьих, особого внимания заслуживает вопрос об определении археологической культуры, которая могла бы являться демографической средой для развития и распространения тохарских языков. Так, в 1963 г. Б. В. Горнунг связал носителей тохарских языков с абашевской культурой Среднего Поволжья. В западноевропейской литературе к рубежу веков сложилось представление, что носителями тохарских языков было население афанасьевской и, возможно, андроновской культуры111. В 2000 г. Л. С. Клейн обосновал точку зрения о происхождении тохарских языков из движущихся на восток групп фатьяновско-балановской культуры, соединившейся с карасукской культурой112. Принимая во внимание материалы с середины 1 тыс. до н. э., происходящие из Синьцзяна и Центральной Азии, исследователи говорят о наличии раннего движения населения с востока на запад113. Однако в самом археологическом материале признаков, указывающих на использование индоевропейской речи в тех или иных культурах, выявить невозможно при современном состоянии разработки этнокультурной проблематики114. Но исследования, проведенные в последние десятилетия в самом Синьцзяне, показывают, что скифо-сакский компонент в местных культурах в конце бронзового и начале железного веков проявляется с наибольшей интенсивностью115.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru