Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История ромеев - Страница 10

Через некоторое время, в июле, состоялся еще один собор, но уже без участия антипаламитов. Кантакузин и 37 епископов — сторонников Паламы — подписали Акты собора, которые были оглашены 15 августа в церкви Св. Софии. Иоанн V Палеолог подписал акт позднее, в феврале-марте 1352 года, как утверждает Григора, под давлением Кантакузина26. В числе противников Паламы, кроме Никифора Григоры, оставались митрополит Киевский Феогност, группа клириков Антиохийской церкви и ряд киприотов (Георгий Лапиф, Иакинф Фессалоникийский). В своей «Истории» Григора рисует яркую картину этой полемики: паламиты подделывают его сочинения, искажают текст, вырезают куски, добавляют или убирают из его писем слова и тем самым приписывают ему обратное тому, что он думал и писал27. Осужденные клирики былизаключены в тюрьмы или отправлены в изгнание, однако по отношению к Григоре никаких репрессий применено не было. Никифор продолжал, тем не менее, твердо стоять на своем, и попытки переубедить его оставались безрезультатными. Когда Кантакузин огласил синодальный томос в защиту исихастов, Григора публично высказал свой протест и предсказал крушение империи. Своим друзьям в Фессалонику он писал о том, что церковь в Византии поражена гангреной и призывал Трапезундскую и Кипрскую церкви отделиться от нее.

Это вынудило императора посадить его под домашний арест в монастырь Хора, где ему было строго воспрещено писать или получать любую информацию о происходящих событиях. Друзьям также не дозволялось посещать его или приносить ему книги. Через несколько дней после ареста его навестил близкий друг, Димитрий Кавасила, который передал ему волю Кантакузина. Этот визит был весьма тяжелым для Григоры, который питал к Димитрию самые лучшие дружеские чувства. Димитрий Кавасила занимал высокий пост при патриархе Каллисте. Они долго спорили, но Григора оставался непреклонным; не подействовали на него даже угрозы быть оставленным без христианского погребения.

В это время Григора продолжает писать свою «Историю», которая местами перерастает в богословский трактат и содержит пространные обращения к святоотеческим текстам, а местами повествует о приключениях самого Григоры. В ночь на 8 декабря 1851 года в монастырь проник его ученик и друг, Агафангел, сын Каллистрата. Он вернулся из долгого путешествия по Востоку, побывална Кипре и встречался с Георгием Лапифом. Агафангел детально рассказал Никифору о своей

Поездке и ситуации после собора. За три года заточения Григоры Агафангел побывал у него пять раз, и от него Никифор получал сведения о религиозной и политической ситуации в стране. В своей «Истории» Григора подчеркивает собственную роль в деле спасения православия. Его полемика с Пала-мой не прекращалась. Уже в «Первых антирритиках», написанных после издания томоса, он указывает на величайшие заблуждения Паламы, и этот текст был хорошо известен. Имя Григоры знали все; его ученики занимали высокие должности в суде, в клире и во дворце. Патриархи Григорий Александрийский и Игнатий Антиохийский не признавали учения Паламы. Сторонники же Паламы не могли не желать смерти Никифора: он был болен невралгией, и любая новая болезнь могла вызвать его внезапную смерть. Однако нет оснований полагать, что ими были предприняты какие-либо действия в этом направлении. Между тем в мае 1352 года Агафангел снова посетил своего учителя и принес ему, среди прочих известий, новость, что Русский митрополит отказался признать учение Паламы. Страх перед авторитетом Григоры был столь велик, что был принят запрет на его сочинения: так, Кантакузин запретил произносить на праздник молитву к Богородице, которую Никифор составил по просьбе императрицы Ирины. Обескураженные упорством Григоры, паламиты периодически посылали к нему богословов с целью склонить его на свою сторону34.

Тем временем Кантакузин предпринял попытку короновать своего сына Матфея и получил отказ со стороны патриарха Каллиста. Тогда Каллист был изгнан с престола и отправлен в монастырь Св. Афанасия. Его место занял патриарх Филофей Коккин, друг Паламы. Весной 1354 года он короновал Матфея со-императором. Попытки Матфея примирить Григору с Кантакузином были тщетны.

Затворничество писателя заканчивается в ноябре 1354 года с восшествием на престол Иоанна V Палеолога. Низложенный Иоанн Кантакузин принимает постриг с именем Иоасаф в Ман-ганском монастыре; его супруга Ирина следует его примеру, поступив в монастырь Св. Марфы. Новый император не был

Расположен к фессалоникийскому архиерею, он возвратил патриарха Каллиста, низложил митрополитов — сторонников Паламы, однако не преследовал их. В это время Григора снова оказывается при дворе; он убеждает Иоанна V в заблуждениях Паламы и Кантакузина. Глава исихастов в это время был в турецком плену: жил в Никее, в монастыре Св. Иоакинфа, где пользовался относительной свободой. Кантакузин снова выступает в защиту исихазма. В спорах принимает участие супруга Иоанна V Елена, дочь Кантакузина. Образованная императрица задает Григоре ряд философских вопросов и получает на них ответы.

В начале 1355 года из Рима в Константинополь прибыл легат папы Иннокентия VI архиепископ Смирны Павел, чтобы внести ясность в полемику. Григора был приглашен во дворец. Императрица Елена, которая втайне сочувствовала Па ламе, как другу своего отца, запретила сообщать Григоре о причине вызова. Когда Григора прибыл во Влахерны, он застал там Паламу. Между ними состоялся публичный диспут по вопросу о Божественной сущности и Божественных энергиях; содержание спора излагается в 30-й и 31-й книгах «Истории». По-видимому, эти прения никому не принесли плода: если верить Григоре, победителем оказался он; по словам же сторонника исихастов, протосеваста Факрасия — Палама. Что касается папского легата, то его позиция в этом споре нам вообще неизвестна. Вряд ли он мог остаться полностью удовлетворенным православием Паламы. Кантакузин, со своей стороны, завязал отдельную переписку с Павлом по богословским вопросам и доказывал строгое православие Паламы.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.