Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История ромеев - Страница 4

Произведения античных авторов для них — лишь материал, который необходим для обоснования тех или иных богословских положений. Заимствуя весь понятийный аппарат и логику Аристотеля и Платона, риторические приемы древнегреческих ораторов, образную систему и сюжеты античной драмы, они сохраняют консервативное мировосприятие средневекового человека. Да и атмосфера богословских дискуссий XIV века гораздо больше напоминает атмосферу споров, неоднократно возникавших по разным поводам в предшествующие столетия, чем интеллектуальные диспуты западноевропейского Возрождения. Были и здесь исключения — например, знаменитый платоник Плифон. Однако, греческие ученые, которых можно в полном смысле слова назвать людьми Возрождения, появились лишь в эмиграции в Италии6.

В изобразительном искусстве этого времени наблюдается та же картина — наивысшие проявления монументальной живописи (фрески Панселина в храме Афонского Протата, или росписи монастыря Сопочаны в Сербии) все-таки не делают того решительного шага, который позволил бы выйти из замкнутойи регламентированной системы восточно-христианского мира. Прорыва в сторону Нового времени в Византии не наступило, да и не могло наступить. И причина здесь не в османском завоевании. Прорыв требует живого интереса к неизведанному, открытости к культуре другого мира — находящегося рядом или бывшего в прежние столетия. Как раз этого византийцам и не хватало: их оборонительная позиция в отношении Востока и Запада обусловила замкнутость, из которой они так и не нашли, да и не искали выхода.

Никифор Григора являлся одним из столпов «Палеологов-ского ренессанса»; без него немыслимо представить себе историю интеллектуальной жизни Византии XIV века, и редкое исследование по истории Византии этого времени или исихаст-ских споров обходится без обращения к произведениям Гри-горы и их цитирования. Тем не менее, мы не встречаем такого необъятного океана научных работ о нем самом и о его творчестве, какого могли бы ожидать. Первым византинистом, который обратился к анализу философских взглядов Григоры, был

Ф. И. Успенский, посвятивший ему немало страниц своей известной книги «Очерки по истории византийской образованности»7. До начала XX века в европейской византинистике не появляется ни одного сколько-нибудь серьезного труда, специально посвященного Григоре, и лишь в 1920-е годы исследователи обращаются к систематическому изучению его наследия. Первым значительным шагом в этом направлении становится публикация монографии французского византиниста Р. Гийана, которая до сих пор является лучшей книгой, посвященной Григоре8. В это же время предпринимается издание писем Никифора, сначала румынским византинистом С. Бездеки, а затем тем же Р. Гийа-ном9. Затем следует молчание на несколько десятилетий, и лишь в 1960-1970-е годы начинаются интенсивные исследования творчества Григоры, его рукописного наследия и подготовка критических изданий его текстов. Несколько отдельных статей было издано в 1940-1960-е годы10, но настоящий переворот в изучении произведений автора произошел в 1970-е годы с появлением многочисленных работ итальянского византиниста П. Леоне, посвященных текстологии, изданию и анализу философских и риторических сочинений Григоры11. Над изданием и изучением богословских антипаламитских текстов Никифора Григоры немало потрудился известный австрийский византинист X. Байер12. Исторический труд Григоры стал предметом диссертационного исследования Я. Ван Дитена, осуществившего комментированный перевод «Истории» на немецкий язык13 Последние два десятилетия принесли новые статьи, посвященные отдельным страницам жизни Григоры, проливающие свет на некоторые детали в его произведениях, а также появились издания прежде не публиковавшихся текстов14. Не так давно Григора стал привлекать внимание греческих византинистов, причем преимущественно с точки зрения античного «субстрата» его произведений15. Отечественная библиография работ о Григоре, написанных после 1917 года, ограничивается несколькими статьями16.

Никифор Григора родился вскоре после 1290 года (скорее всего, в июне 1293 года)17 в Ираклии Понтийской (провинция Пафлагония). О его родителях нам ничего не известно. Спустя много лет, в одном из писем к своему ученику Никифору Метохиту — сыну великого логофета Феодора Метохита, — он вскользь упомянет, что у него не было такого ученого отца. В десятилетнем возрасте Григора потерял родителей, и заботу о его воспитании взял на себя дядя со стороны матери — ираклийский митрополит Иоанн. Иоанн происходил из Вифинии и был приближеннымсупруги Михаила VIII императрицы Феодоры. Приняв решение об удалении от мира, он выступил противником унионистской политики императора Михаила. При Андронике II, в возрасте 34 лет, он был посвящен в митрополиты Никомидии, а немного позднее стал митрополитом Ираклии Понтийской. Под руководством Иоанна Григора проходит первую ступень образования, так называемую гукгЗкАюс; сгофшс. В этой системе особое внимание уделялось грамматике — устному и письменному изложению текстов, их комментированию. Комментарий давался разного уровня: литературный, философский, мифологический. Несомненно, Григора уже на первом этапе обучения много занимался риторикой — композицией и декламацией. Иоанн познакомил Никифора с древнегреческими авторами, в первую очередь с Гомером, который входил в обязательную программу образования в XIV веке. Специальное внимание уделялосьтем авторам, идеи которых согласны с христианским богословием. Теорию познания Григора постигал не по Аристотелю, который считался чистым язычником, а по «божественному Платону». Иоанн научил его исследовать тексты Платона и истолковывать их с опорой на Плотина и неоплатоников, последовательно подводя его, таким образом, к познанию христианского богословия18.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.