Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История ромеев - Страница 5

Любознательность Никифора, однако, не была удовлетворена тем, что мог предоставить провинциальный город; он понимал, что только в столице сможет сполна удовлетворить свои интеллектуальные запросы. Так, в начале 1316 года, совсем молодым человеком, он прибыл в Константинополь для продолжения своего образования. Это время было благоприятным для интеллектуального развития Григоры. Император Андроник II покровительствовал наукам и литературе. Возрождение началось в Византии еще при Михаиле VIII, когда в 1261 годувизантийский двор возвратился в Константинополь из Никейского изгнания. Начало этому интеллектуальному движению положили два выдающихся мужа: великий логофет Георгий Акрополит и историк Георгий Пахимер.

В этот период переживает подъем такая излюбленная византийцами область знаний, как грамматика. Список из старых трактатов — Хировоска (VI век), Феогноста (IX век) и Никиты Серрского (XI век) в XIII—XIV веках дополняется новыми — «Вопросником» Феодора Продрома, «Диалогом о грамматике» Максима Плануда и «Грамматического вопросника» Мануила Мосхопула. Авторы этих трудов обращают внимание, прежде всего, не на фонетику, а на морфологию. При этом не обошли они вниманием и синтаксис (трактаты о синтаксисе Максима Плануда и Иоанна Глики). Идеалом для интеллектуалов оставалась аттическая норма языка, которой они посвятили немало страниц своих исследований. Фома Магистр и Мануил Мосхопул составляют словари имен и глаголов аттического языка; в области синтаксиса Иоанн Глика настаивает на хранении традиции.

Филология в собственном смысле слова также достигла больших успехов. Такие филологи XIV столетия, как Фотий или Евстафий Фессалоникийский, вполне могут рассматриваться как предтечи западного Возрождения, гуманизма. Их метод критики текста не ограничивается простым чтением рукописи; они допускают смелые толкования и конъектуры. В это же время византийцы переводят на греческий язык латинские произведения: Максим Плануд переводит «Записки о Галльской войне» Цезаря, «Утешение философией» Боэция, трактат о Троице блаженного Августина. Появляются комментарии на древнегреческих авторов (Гесиода, Пиндара, Еврипида и др.) Фомы Магистра, парафраз «Физики» Аристотеля Феодора Метохита.

Излюбленный конек византийцев — риторика — не знала периодов большого упадка. Феофилакт Симокатта в VII веке, Нил Доксопатр, Пселл и Михаил Акоминат в XI веке и Георгий Кипрский в XIII веке были яркими предшественниками современников Никифора Григоры. Каждый император ожидал от молодых писателей новых шедевров. Кроме того, риторика составляла важную неотъемлемую часть школьного образования еще с античных времен: «Приготовительные упражнения» (Проуорч/аората) Афтония и Гермогена Тарсского дают рекомендации по сочинению речей на воображаемые сюжеты и споры по воображаемому казусу. Подавляющее большинство авторов XIV века проявили себя в эпидейктическом жанре.

Историография была представлена, вслед захронистами предшествующих столетий, Георгием Пахимером, который излагает события с 1255 по 1308 год. В его хронике соседствуют выражения, характерные для Древней Греции, и богословская лексика Средневековья. В Х1Увеке впервые после длительного перерыва появляется «История Церкви» Никифора Каллиста Ксанфопула, продолжающая жанр церковных историй Евсевия, Сократа, Созомена и Феодорита Кирского19.

В палеологовскую эпоху вновь оживает интерес к Аристотелю: появляются сокращенное изложение «Логики» Аристотеля Никифора Влеммида и изложение философии Аристотеля Георгия Пахимера. Никифор Хумн старался доказать превосходство Аристотеля над Платоном в своем «Диалоге о душе» и памфлете против Плотина. Немногим позднее в защиту Аристотеля встанет император Иоанн Кантакузин, автор парафраза пяти первых книг «Этики».Феодор Метохит специально изучал философию Аристотеля, чтобы сопоставить его с Платоном. «Физика» Аристотеля, — делает он вывод, — восхитительна, его «Логика» — совершенство, и при этом он остается автором темным. Платон же раскрывает тайны философии; он служит источником познания Бога. Изучавшийся в основном в истолковании неоплатоников, Платон в XIV веке (как, впрочем, и раньше) был уделом избранных мыслителей, основная же масса образованных чиновников и ученых монахов взращивалась и воспитывалась на Аристотеле в точности так же, как это происходило на латинском Западе и в мусульманском мире.

Экзегетика в это время представлена Никифором Каллистом Ксанфопулом (комментарий на Октоих и на Псалтирь), гомилетика — Иоанном Гликой, агиография — Максимом Планудом, Феодором Метохитом и Константином Акропо-литом, которого даже называли «Новым Метафрастом». Богословская мысль в палеологовскую эпоху переживает бурное развитие в связи со спорами Паламы и его противников.

В эпоху Палеологовского Ренессанса греки, после долгого перерыва, снова возвращаются к изучению точных наук. Максим Плануд пишет самостоятельный труд по арифметике и комментарий к первым двум книгам арифметики Диофанта Александрийского; Пахимер является автором трактата о четырех науках (арифметике, музыке, геометрии и астрономии). Особое внимание в этот период византийцы обратили на астрономию, которая была у них неотделима от астрологии. В XIII веке они заинтересовались успехами в астрономии арабов и персов; врач Хиониадис при поддержке трапезундского императора совершил путешествие на Восток, привез несколько книг и перевел их на греческий язык со своим комментарием. Метохит в XIV веке задался целью реабилитировать астрономию, которая к тому времени находилась в пренебрежении у тогдашних ученых вообще и у ученого монашества особенно. Единственным человеком, который обладал некоторыми познаниями в астрономии, на тот момент, был Мануил Ври-енний. При покровительстве Андроника II, который поощрял любые новые научные начинания, Метохит ревностно взялся за дело. Он читал Евклида, Никомаха, Аполлония из Перги, Феона и, конечно, Птолемея. Результатом его трудов стало издание сочинения «Общее введение в астрономическую науку» и «Введение в Синтаксис Птолемея». Целью Метохита было доказать, что астрономия не только имеет место среди прочих наук, но даже превосходит их и не противоречит принципам христианства. Усилия Метохита не были напрасны. Несколькими годами позже, с 1320 по 1360 годы, у него появилась целая плеяда знаменитых последователей: Феодор Мелитиниот, Исаак Аргирис, Николай Кавасила и наш Никифор Григора20.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.