Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История ромеев - Страница 6

В эту интеллектуальную атмосферу и попадает будущий автор «Истории», прибыв в Константинополь. По рекомендации своего дяди он знакомится с выдающейся личностью — константинопольским патриархом Иоанном XIII Гликой (1315-1319), к которому испытывает большое почтение, а тот, в свою очередь, относится к Никифору с отеческой любовью. У патриарха Иоанна Григора изучал аристотелевскую логику, читал античных грамматиков и усовершенствовал свои

Навыки в риторике. По словам Георгия Пахимера, который, в свою очередь, опирался на «Эннеады» Плотина, молодым людям необходимо изучать математику, чтоб соприкоснуться с нематериальным миром. Дисциплины в византийском школьном образовании выстраивались, соответственно, в следующем порядке: арифметика, гармония, геометрия и астрономия. Именно в этом порядке штудировал науки и Григора. Затем, как и было принято, он приступил к изучению философии и читал Аристотеля. Тем самым он поднимался, ступень за ступенью, к познанию богословия, как наивысшей из наук. По словам патриарха Филофея, перефразировавшего известный афоризм Филона Иудея, светские науки должны быть служанками и рабами наивысшей из наук. Учился Григора с чрезвычайным рвением и постепенно получил поистине энциклопедическое образование, каким обладали мыслители Возрождения, такие, как Альберти или Леонардо да Винчи. Целью Григоры не было образование как таковое. Его задача была практической — донести результаты исследований до читателя. По каким пособиям учился Григора? Как ни странно, он, подобно Метохиту, не знал латинского языка. Никифор был «чистым греком» и, по-видимому, не считал необходимым тратить время на изучение языка церкви, враждебной православию, и государств, не очень-то дружественных его родине. Круг его чтения состоял из древнегреческих авторов, перечень которых можно восстановить по упоминаниям о них и цитатам в «Истории» и особенно в письмах. Это были, прежде всего, античные поэты — Гомер, Гесиод, Орфей, Пиндар, Феокрит, Эсхил, Софокл, Еврипид. Спектр прозаических текстов гораздо шире: Священное Писание, христианские богословы — как древние (Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Златоуст, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Евномий), так и более поздние (Иоанн Дамаскин, Иоанн Ле-ствичник, Феодор Начертанный). Объем светской литературы, с которой он был знаком, производит впечатление. Это историки — Геродот, Ксенофонт, Арриан, Плутарх; ораторы — Демосфен, Исократ; философы — Платон, Аристотель, Фалес, Пифагор, Солон, Плотин, Синезий; читал он естественнонаучные трактаты Евклида, Птолемея, Диодора Сицилийского. Подобно многим другим византийским авторам, Григора

Сохраняет некоторые античные выражения и обращения, например, к Немезиде; пытается он «привлечь» в христианство некоторых древних языческих авторов. В первую очередь, это Платон, но и Гомера он представляет как некоего рода библейского пророка. Сюжеты из древнегреческой мифологии то и дело появляются на страницах его произведений: борьба Зевса с Титанами, история вакханок, Гиацинта и Нарцисса. Его произведения изобилуют цитатами из Платона, как прямыми, так и скрытыми. В своих многочисленных риторических сочинениях Григора следует традициям второй софистики и ориентируется на Либания, Гимерия, Элия Аристида21.

Решающим для духовного и интеллектуального развития Григоры стало его знакомство с великим логофетом Феодором Метохитом — одним из самых значительных людейХ1У века; у него он обучался астрономии. В свою очередь, Никифор преподавал его детям — Ирине и Никифору — древнегреческий язык и читал с ними христианские тексты. В возрасте 27 лет Григора вошел в интеллектуальный кружок при дворе, которому покровительствовалАндроник II Палеолог, и был представлен императору. Позднее он назовет этот кружок «школой добродетелей» и «гимназией эрудиции».Он произнес похвальную речь императору, превознося его ученость и ум, и этим снискал благоволение Андроника, который возвел его в должность великого хартофилакса. Никифор, однако, отказался от высокой чести, мотивируя свой отказ тем, что слишком молод. Философские труды и покровительство императора принесли Григоре известность. Он знакомится со знаменитыми людьми — монахом Иосифом Философом, салоникским эрудитом Фомой Магистром, филадельфийским митрополитом Феолептом. В 1324 году император Андроник призвал Григору высказать свое мнение по вопросу о дате празднования Пасхи; высказанные им соображения имели важное значение для реформы календаря, но реализованы они были только два века спустя, в 1578 году, папой Григорием XIII. В дальнейшем Григора продолжает свои научные изыскания, пишет труд на ионийском диалекте и трактат об изготовлении астролябии.

В 1326 году Никифор Григора официально появляется на политической арене. В качестве императорского посла он предпринимает дипломатическое путешествие в Сербию. Дочь Феодора Метохита, Ирина, была замужем за единственным сыном Константина Багрянородного и племянником АндроникаИ (а ее дочь от этого брака была выдана замуж за сербского короля Стефана III Уроша). После смерти мужа Ирина не пожелала возвратиться в Византию и оставалась в Сербии. Целью посольства Григоры было возвратить Ирину в Константинополь. Путешествие в Ско-пие описано Никифором детально и не без юмора в письме к его другу Андронику Заридису, основная часть этого письма вошла в состав «Истории»; помимо прочего, в нем содержатся любопытные географические (в античном понимании термина) сведения, основанные на личных наблюдениях автора22.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.