Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История ромеев - Страница 7

По возвращении в Константинополь Григора ревностно принимается за изучение и осмысление Плутарха и Диогена Лаэрция, Платона и Аристотеля. К этому времени относятся написанные им агиографические труды. Наряду с Константином Акрополитом и патриархом Филофеем Коккином Никифор по праву считается одним из лучших агиографовХГУ века. Его перу принадлежат жития Михаила Синкелла, Феофано, супруги императора Льва VI, Василис-сы и др.

В 1320 году скончался сын Андроника II Михаил IX Палеолог. Внук императора предпринимает интригу, добиваясь своего назначения со-императором. В 1325 году его усилия увенчались успехом. Дед, однако, не спешил делиться властью со своим внуком, и в 1327 году вспыхнула гражданская война. В 1328 году Андроник III захватил престол. В результате, учитель Никифора Метохит отправился в ссылку в Дидимотихон, асам Григора лишился всего своего имущества. Однако он сохранил право входить к заключенному во дворце императору Андронику II и вести с ним ученые беседы. В том же 1328 году он потерял своего первого друга и наставника, Иоанна Ираклийского, которого почитал как живой образец добродетелии человека святой жизни. Научная деятельность Григоры в эти годы сосредотачивается на работах календарного и астрономического характера. Его слава растет с каждым днем; он выступает арбитром на диспутах, ведет деятельную переписку.

В это время он сближается с великим доместиком Иоанном Кантакузином — человеком большого ума и широкой эрудиции. Судьба снова улыбается Григоре: невзирая на невралгию, которая не покидает его до конца жизни, он получает возмож-ностьпогрузиться в работу. В последующие годы Никифор посвящает себя преподаванию и ученым трудам под покровительством Иоанна Кантакузина и императора Андроника III. Свидетельством той материальной и моральной поддержки, которую оказывал Григоре император, является их сохранившаяся переписка. В это же время Григора сближается с еще одним влиятельнымчеловеком того времени — Иоанном Филантропином.

События 1330 года привлекают к нему внимание столицы. В этом году в Константинополь прибывает Варлаам Калабрийский — грек по происхождению, ученый монах, он был движим желанием изучать Аристотеля на языке оригинала, зачем и отправился в 1328 году на восток18. В 1331 году в доме Кантакузина Григорапознакомился с Варлаамом. Казалось бы, именно у византийских гуманистов взгляды Варлаама должны были встретить поддержку: ничего подобного, однако, не произошло.

Самым ярким текстом, который свидетельствует о неприятии заносчивого выходца из Италии, является диалог Никифора Григоры «Флорентий», который, вместе с тем, служит основным источником для изучения философских взглядов Варлаама19. Целью составления диалога было высмеять Варлаама как неуча и выскочку, который кичится

Своим якобы энциклопедическим образованием и не знает, между тем, самых простых основ науки. Произведение написано в сатирическом тоне и собственные имена в нем вымышлены, а географические сознательно заменены. Диалог ведется между Флорентием и Ксенофаном, под именем которого изображен Варлаам. Феодор Метохит предстает как Митродор, а сам Григора под именем Никагора. Константинополь называется в диалоге Афинами. Одной из основных претензий, предъявляемых Григорой Варлааму, было невежество последнего в области астрономии, что автор объясняет латинским образованием своего оппонента. Никагор (то есть Григора) предложил Ксенофану (Варлааму) простой вопрос: попросил его, указав на гороскоп, астрономически определить час дня, а затем найти положение солнца и других планет на зодиаке. Ксенофан, к своему позору, оказался не в состоянии справиться с этой задачей, которую должен решать любой школьник. Следующий вопрос Никагора касался грамматики; и здесь Ксенофан проявил вопиющее невежество, грамматику, равно как и риторику, он считал занятием, недостойным философа. Невежество Ксенофана Никагор объясняет недостатками латинской системы образования и тем, что западная образованность основывалась исключительно на Аристотеле. Философская часть диалога сосредотачивалась вокруг положений Аристотеля, который, по убеждению Григоры, часто бывал непоследователен в собственных сочинениях и противоречил то себе, то истине. Аристотелю противопоставляется Платон, который пользуется великой известностью в Элладе. Спор окончился полной победой Никагора и посрамлением Ксенофана. Главная мысль диалога сводится к следующему: греческая философия имеет несравненные преимущества перед латинской, так как на Западе известны не все сочинения Аристотеля, и даже с теми, что известны, латиняне знакомы не в оригинале, а в переделках и сокращениях; авторитет Аристотеля, столь непререкаемый на Западе, поколеблен у византийцев. Однако тот карикатурный портрет

Варлаама, который мы находим в диалоге «Флорентий», имеет главным образом литературное, полемическое значение и не соответствует реальному положению вещей20.

В действительности же, греческие противники Варлаама, напротив, обвиняли его в чрезмерном увлечении внешней мудростью, без которой, как считал калабриец, невозможно постичь истину, то есть Бога. Гносеологическую доктрину Варлаама никоим образом нельзя назвать непротиворечивой: с одной стороны, он утверждал совершенную непознаваемость Самого Бога, Божественной Сущности21, с другой проводил мысль, что логика есть одно из лучших средств к постижению истины; что истина, то есть божество, может быть постигнута посредством изучения древних философов. Варлаам считал; что божественное озарение есть наука и знание, а это озарение дается тем, кто чист сердцем и исполняет заповеди Божии. Осияние учеников светом Божиим на горе Фавор имело целью сообщить высшее знание апостолам и не было невещественной природы, являясь не излиянием самого существа Божия, но только призраком, мысленным образом, созданным для этой цели22. Варлаам поселился в Фессалонике и организовал там школу, в которой преподавались математика, логика, диалектика и учение Платона.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.