Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История ромеев - Страница 8

Его полемика была направлена против монахов Афона — ревностных последователей мистического направления Дионисия Ареопагита и Симеона Нового Богослова. Желая познакомиться с практикой исихастов, которая имела восточное происхождение, Варлаам пришел к одному из них, простецу, общение с которым вызвало с его стороны насмешки. Основываясь на апофатическом богословии Псевдо-Дионисия, Варлаам в своих антилатинских произведениях доказывал, что раз

Бог непознаваем, латиняне должны оставить претензии доказать верность своего учения об исхождении Святого Духа. Данное учение, говорил он, относитсяк области частных богословских мнений и не является препятствием для воссоединения церквей23. Эти его суждения послужили отправной точкой для полемики с ним главы исихастов Григория Паламы. Варлаам представил константинопольскому синоду свой план объединения церквей, который, по-видимому, не был отвергнут, так как в 1339 году Варлаам выступает в роли посланника императора Андроника III в Авиньон к папе Бенедикту XII для переговоров о церковной унии и организации крестового похода против турок. Это посольство не имело успеха, а по возвращении в Византию Варлаам столкнулся с сильнейшей оппозицией в лице Паламы, и полемика разгорелась с новой силой.

Победа в споре с Варлаамом и диалог «Флорентий» придали Никифору особый авторитет далеко за пределами столицы. Андроник III позволил ему продолжать преподавание. Григора создает в монастыре Хора высшую школу, которая господствует в духовной жизни константинопольского общества и привлекает многочисленных учеников и друзей. В школе преподавался обычный круг наук того времени, а также математика; среди учеников были такие выдающиеся фигуры как Исаак Аргир и Филофей Силимврийский.

1332 год унес в течение одного месяца сразу двух особенно близких Григоре людей — императора Андроника II и его учителя Феодора Метохита, который вверил ему свое собрание научных рукописей. Никифор произносит две блестящие надгробные речи, в которых говорит о личности и заслугах каждого. Обе речи составлены в духе энкомия; Метохита он называет «митрополией мудрости». После ухода из жизниего главных покровителей Григора обращается к новому императору Андронику III Палеологу, чтобы тот создал условия для его дальнейшей работы. В 1333 году скончалась мать Андроника Ксения. При ее погребении вФессалонике Григора произносит

Утешительное слово императору, в котором в прекрасных выражениях превозносит достоинства последнего.

В 1334-1335 годах начались переговоры о церковной унии. В Константинополь прибыли два легата папы Иоанна XXII; это были доминиканцы: итальянец Франциск Камерино и англичанин Ричард. Первый из них должен был получить назначение епископа Херсонского, второй — Босфорского. Андроник III, человек менее религиозный, чем его дед, склонялся воспользоваться выгодами возможной унии. Папа написал послания императору, императрице, патриарху Иоанну Калеке. Патриарх, не чувствуя себя достаточно подготовленным, чтобы самому написать ответ, поручил дело защиты церкви мирянину — Никифору Григоре. Григора представил свое мнение Синоду и убеждал его членов не начинать переговоров с латинянами. Такую же точку зрения писатель отстаивал и в своей речи, обращенной к членам Синода против латинян. Это было его первым вмешательством в церковную политику. В результате легаты приняты не были и переговоры не состоялись29.

В начале июня 1341 года Андроник III решил созвать собор в Константинополе для решения исихастского спора. Иоанн Кантакузин из политических соображений принял сторону лидера исихастов Григория Паламы. Несмотря на настойчивые уговоры императора, Григора уклонился от участия в соборе. 10 июня 1341 года состоялся первый собор под председательством Андроника III. В результате дебатов Варлаам, по совету Кантакузина, признал себя неправым, и формально мир восторжествовал. Вскоре после этого собора император Андроник погиб, и фактически империей стал управлять Иоанн Кантакузин. За первым собором последовал второй, в августе того же года. Под давлением Кантакузина был принят томос собора, осуждающий Варлаама. Окончательному торжеству помешала разгоревшаяся гражданская война между сторонниками Иоанна Кантакузина и партией матери малолетнего императора Иоанна V — Анны Савойской.

После собора августа 1341 года Варлаам уезжает в Италию, оставив по себе преемника в борьбе —ГригорияАкиндина.

Акиндин происходил из Прилепа в Македонии и поначалу был большим почитателем как Григоры, так и Паламы. До июня 1341 года он был готов играть роль примирителя между Варлаамом и Паламой. Однако уже с конца 1341 года он выступил противником партии Паламы. Патриарх Иоанн Калека, политический лидер сторонников Анны Савойской, оказал Акиндину поддержку, которая привела к возобновлению богословских споров. 4 ноября 1344 года патриархсозывает новый собор в Константинополе, на котором была осуждена «паламитская ересь»; наступил период преследования сторонников Паламы. В 1345 году Палама снова появляется в Константинополе, пользуется доверием со стороны императрицы Анны, однако близкие отношения с Кантакузином приводят его к тюремному заключению. Акиндин торжествует, но ненадолго. В 1346 году Палама снова обретает милость императрицы. Анна Савойская поняла, что использование враждебности Акиндина к Паламе в политических целях было ошибкой, и попыталась сама разобраться в спорах. По ее просьбе Палама пишет доклад с опровержением обвинений своих противников. В числе тех, кого она просит написать разъяснения, был и Никифор Григора. После смерти Андроника в 1341 году и во время второй гражданской войны 1341-1347 годов, окончившейся победой Кантакузина, Григора оставался в Константинополе, но, как видно из его «Истории», поддерживал партию Кантакузина. По выходе из тюрьмы Палама обрушивается с трактатами на своих оппонентов — патриарха Иоанна и Акиндина. Последний обращается к Григоре в сорока ямбических стихах, где упрекает его в хранении молчания и призывает выступить против ереси. Григора, конечно, не мог оставаться равнодушным к религиозной полемике, но предпочитал все-таки держаться в стороне. Императрица Анна вызвала его во дворец и повелела выступить арбитром в споре между Паламой и патриархом. У Никифора возникла идея написания возражений против паламизма. Григора объявляет себя противником Паламы и к концу 1346 года начинает писать против его богословия24. По сути, Григора вступил в спор, когда его исход был уже предрешен, и бывшие противники Паламы стали отказываться от своей точки зрения из политических соображений.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.