Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История ромеев - Страница 9

Между тем партия Паламы набирала силу: семь архиереев адресовали императрице послание, в котором обвиняли патриарха Иоанна Калеку в варлаамитстве и акиндинитстве и требовали его низложения. Григора тщетно пытался защитить его. В январе 1347 года собор низложил патриарха, повторив осуждение Варлаама и Акиндина. Григоре было не миновать ссылки, если бы в ночь со 2 на 3 февраля в Константинополь не вошел Иоанн Кантакузин. Новый император, однако, открыто встал на сторону Паламы, что вызвало негодование Григорьщведь он считал его, как и себя, поборником истинного православия. На новом соборе была подтверждена истинность учения Паламы, а сам он был возведен в сан митрополита Фессалоники. Григора тогда часто посещал дворец, и Кантакузин старался привлечь его на свою сторону, но не добился успеха; напротив, Никифору удалось повлиять на жену императора Ирину. Итак, в 1347 году Григора уже официально вступает в исихастский спор с письменным изложением своих аргументов и возглавляет партию антиисихастов. Таким образом, Акиндин, который во время гражданской войны был единственным противником Паламы, с изданием «Первой антирритики» Никифора Григоры вначале 1347 года обрел сильного союзника и преемника. Противницей партии Паламы и покровительницей Акиндина во время гражданской войны выступила Ирина-Евлогия Хумнена, дочь ученого Никифора Хумна и вдова деспота Иоанна Палеолога. Игуменья константинопольского монастыря, она сохранила большие владения и по-прежнему участвовала в политической жизни. На стороне антипаламитов выступил также кипрский гуманист Георгий Лапиф.

17 мая 1347 года Иоанн Калека был окончательно отстранен от власти и патриархом был избран Исидор. Палама получил место архиепископа Фессалоникийского. Акиндин бежал из столицы и умер в 1348 году. Согласие между противоборствующими партиями, которое удалось достичь Кантакузину, не было долгим. Партию антипаламитов, как было сказано выше, возглавил Никифор Григора. Его поддерживали Феодор

Дексий и низложенные епископы Эфесский и Ганский. Стараясь уравновесить влияние патриарха Исидора, Григора вступил в открытую дискуссию с патриархом по поводу проведенной последним литургической реформы, и особенно по поводу включения в богослужение составленного самим Исидором гимна в честьСвятой Троицы, содержащего паламит-ские выражения. Итогом этого прения, по словам Григоры, было собственноручное сожжение императором исидоровых гимнов, случившееся после того, как Григора убедил его в их еретическом характере25.

В начале 1348 года Григорий Палама возвращается в Константинополь и ведет богословские споры с Григорой в присутствии Кантакузина (на тот момент они еще не достигли высшего накала). В конце 1349 года умирает патриарх Исидор. Кантакузин пытается уговорить Паламу принять патриаршество; тот отказывается; на престол возводится афонский монах Каллист. В это время Григора работает над своей «Историей» и редактирует ту ее часть, которая повествует о начале паламитских споров.

Между тем Кантакузин приходит к мысли о созыве нового собора для разрешения спора. Григора дает нам лишь частичное описание событий этого времени. Здесь его «История» является нашим главным источником хода событий, так как двенадцать «Возражений» его оппонента, патриарха Филофея, носят чисто богословский характер. Собор открылся28 мая 1351 года во Влахернском дворце. В нем принимали участие 25 митрополитов и 6 епископов, заранее расположенных к Паламе. Председательствовал на соборе Иоанн Кантакузин в окружении трех своих родственников. Принимали участие также друзья и сторонники Григоры, например, митрополит Эдесский, которого Никифор специально просил о поддержке, а также митрополиты Ганы, Тира и некоторые богословы — Феодор Дексий, иеромонах Афанасий, монах Игнатий и Феодор Атуэмис. Дискуссия продолжалась 15 дней; в ходе прений антипаламиты были поддержаны Тирским митрополитом Арсением, делегированным в Константинополь патриархом Антиохийским Игнатием. Кантакузин был на стороне Паламы.

В первый же день собора, когда Григора и его спутники около восьми часов утра прибыли во Влахернский дворец, они нашли его занятым сторонниками Паламы, завтракавшими вместе с Иоанном Кантакузином. Только в полдень их допустили во дворец. Дебаты начал Григора, обвинив Паламу в иконоборчестве, приводя в доказательство этого конкретные факты уничтожения икон Паламой и его учениками. При этом Григора и его сторонники с настойчивостью отрекались и от Варлаама, и от Акиндина. Было принято письменное решение о том, что на следующем заседании противники Паламы продолжат его обвинять. Во второй день заседаний, 30 мая, стали обсуждаться термины вше; и вштг]<;, которые, как утверждали антипаламиты, должны применяться не к Божественной энергии, а только к сущности. Палама признавал, что он мог пользоваться не столь точной терминологией, но формулировки имеют второстепенное значение по сравнению с выражаемой ими истиной. Исповедание веры, зачитанное им, заслужило всеобщее одобрение. Решающим оказалось четвертое заседание, на котором император, прервав ведшееся антипаламитами обвинение, приказал зачитать томос собора 1341 года, а Палама представил сочинения своих противников, противоречащие тексту томоса. Результатом было низложение митрополитов Эфесского и Ганского, осуждение их сторонников и их изгнание с собора. Григора выступил со своими возражениями и был осужден вместе со своими учениками и некоторыми епископами. Ему были предъявлены обвинения в ереси несторианства и аполлинарианства; своих противников-исихастов он, со своей стороны, также обвинял в несторианстве, савеллианстве и мессалианстве.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.