Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Категории русской средневековой культуры - Страница 1 Средние века


А, Л. ЮРГАНОЗ


Категории русской средневековой культуры - Страница 1 Средние века

А. л. Юрганов



Категории



Русской



Средневековой



KYAbTYpbi



ИНСТИТУТ


Категории русской средневековой культуры - Страница 1 Средние века

‘ОТКРЫТОЕ



ОБЩЕСТВО*



МОСКВА 1998



Учебная литература по туманитарным и социальным дисциплинам для высшей шшлы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Опфытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы «Высшее образование».



Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.



Редакционный совет: В. И. Бахмни, Я. М. Бергер,



Е. Ю. Геинева, П Г. Дилнгеискнй, В. Д. Шадрнков



РЕЦЕНЗЕНТЫ:



Д. П. Бак — канд. филол. наук, зам. декана историко-филологического ф-та РГГУ,



Н. В. Сини ци на — докт. ист. наук, вед. научи, сотр, Ин-та российской истории РАН



Юрганов А, Л,



Категории русской средневековой культуры,— М. МИРОС, 1998. — 448 с.



ISBN 5-7084-0188-5



В монографии изучается культура как смыслополагание человека. Выделяются основные категории — самоосновы этого смыслополага-ния, которые позволяют увидеть своеобразный и неповторимый мир русского средневекового человека. Книга рассчитана на йсторйіюв-профессионалов, студентов старших курсов гуманитарных факультетов институтов и университетов, а также на учителей средних специальных заведений и всех, кто специально интересуется культурным прошлым нашей Родины.



Изд. JV* Ф30(30) ISBN 5-7084-0188-5



© Юрганов А. Л., 1998 © Московский институт развития образовательных систем, 1998



Светлой памяти моего отца



ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ЮРГАНОВА и моего учителя



ВЛАДИМИРА БОРИСОВИЧА КОБРИНА



ВВЕДЕНИЕ



Объясним название этой книги и то, с какой целью она была написана. Начнем со слова «культура». Едва ли нужно специально останавливаться на том, сколь велико число определений культуры; споры о сути этого термина не утихают до сих пор, и теперь уже сами споры, научные страсти вокруг этой проблемы становятся предметом іу^льтурологйчесютго анализа*.



Вероятно, самое общее определение культуры можно свести к следующему — что искусственно в этом мире, то создано человеке»!, не принадлежит природе и является культурой. Правда, остается открытым вопрос о природе самого человека Концепция Homo s^iens, сформировавшаяся в эпоху Просвещения, утверяодала что человек вообще неотделим от природы и существует сообразно естественнонаучным законам, столь же единообразнь! м, как законы Вселенной, Словом, его природа неизменна Однако дальнейшее саморазвитие гуманитарных наук подвергло этот постулат сомнению, развенчало «универсалистский» взгляд. И вопрос о единстве рода человеческого вновь стал мучить сознание ученых. Искушение релятивизма столь сильно, что антропологам трудно удержаться от приведения разных примеров, утверждающих примат эмпирии над любым универсальным принципом существования человека К. Гирц пишет, например: «Если определить религию в целом и безусловно, как наиболее существенный инструмент ориентирования человека в окружающей его действительности... то одновременнно невозможно приписать ему высокую степень обусловленного содержания; ибо очевидно, что у ацтеков, которые во имя богов вырывают еще пульсирующее сердце из груди предназначенных к жфтвоприношению людей, наиболее существенный инструмент ориентирования в действительности отличается от такого у бесстрастных эуньи, которые, чтобы умилостивить богов дождя, устраивают массовые пляски»^. УнйверсалйстсійЖіу взгляду на человека противопостанпена идея того, что «общее» следует искать не в тождествах среди сходных явлений, а в различиях, которые являют собой общий закон, — «мы неполные, незавершенные животные, и мы сами себя завершаем посредством культуры, и не посредством культуры как целого, а посредством ее очень конкретных форм; добуанской или яванской, хопи или итальянской, культуры привилегированных слоев общества или простонародной, академической или коммерческой»^. Иными словами, «не существует природы человека, независимой от его культуры. . но что более примечательно, — пишет К. Гирц, — без культуры не бьшо бы людей. Культура формировала и продолжает формировать нас как биологический вид, и аналогичным образом она формирует каждого индивида, И именно это в нас общее... »"*.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.