Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Китай и Центральная Азия до эпохи Чингисхана - Страница 6 Средние века

Для протоисторических периодов, в условиях земледельческого хозяйства и его быстрого совершенствования, типичен достаточно мощный рост популяции, что вызывало, с одной стороны, возрастание первичных коллективов, а с другой — постоянную тенденцию к расширению территории обживания и к сегментации первоначальных коллективов, выделению из них каких-то дочерних групп, образовывавших в конце концов самостоятельные «родоплеменные» группировки. Естественно, что выделяющиеся коллективы пользовались первоначально тем же хозяйственным опытом, проживали в тех же условиях, что и их предковые группы.

Но по мере обретения самостоятельности в материальном оформлении культур нарастали отличия, порой достаточно значительные, которые выделяли обособившиеся коллективы как полностью самостоятельные культурные образования. Не без оснований можно говорить о том, что соответствующие процессы протекали и в духовной культуре, в частности в языке. Сейчас общепринятым стало положение о развитии языка и изменениях его с определенными скоростями, которые задаются статистическими данными об изменениях лексического фонда за определенные отрезки времени. Можно принять это положение в самом общем смысле, но вряд ли его допустимо и возможно абсолютизировать, ибо, с одной стороны, далеко не всегда расширение коллективов и их обособление протекало равномерно, с другой — далеко не всегда коллектив, выделившийся из одного этнического массива, попадал в новых условиях расселения, переселения или миграции в соответствующую же родственную среду. Она могла оказаться абсолютно чужеродной для данного коллектива. Вследствие этого достаточно быстро и целенаправленно деформировался быт населения, его хозяйственная деятельность, многие области духовной культуры, культов и т. п. Все это также нарушало равномерную скорость глотохронологиче-ских изменений. Я бы даже сказал, что этот способ хронологических наблюдений должен быть подчинен сугубо археологической хронологии. А для истории Европы он должен быть скрупулезно и добросовестно проверен на материалах письменных памятников последних тысячелетий. Археологическая хронология, благодаря указанным выше причинам и целому ряду иных, в том числе принципиальных, для данных целей наименее надежна.

В качестве основы для построения археологической хронологии следует выбирать, прежде всего, погребальные комплексы соответствующих культур и культурных группировок. Начиная с 20-х годов ХХ в. в советских археологических исследованиях именно погребальные комплексы занимали как бы подчиненное, второстепенное положение: считалось, что они недостаточно выразительно и правомочно отражают действительную жизнь древних коллективов, которая, особенно в своих хозяйственных проявлениях, может быть полноценно изучена лишь по поселенческим материалам. Наиболее сильным аргументом здесь выступало положение о том, что погребальный обряд подчинялся определенным ритуальным правилам, далеко не всегда соответствовавшим синхронной захоронениям бытовой практике. Однако именно это положение может быть очень легко и просто опровергнуто тем, что в захоронения помещалась постоянно та же утварь, бывшая в повседневном употреблении у местного населения. Эта утварь размещалась в могилах по определенным обрядовым правилам, но изготовлялась она для живых людей, теми же обыденными способами, принятыми в данной местности в соответствующее время. Именно эти предметы повседневного употребления несут в себе огромный объем информации об уровне производства, способах производственной деятельности, всех тонкостях ремесла, свойственных живому коллективу. При этом преимуществом изделий, обнаруживаемых в могилах, является то, что это — не разбитые вещи и предметы, обычно фрагментарно сохраняющиеся в культурном слое поселений, а целые изделия, легче поддающиеся полноценным комплексным исследованиям. Фактически, именно находки из ритуальных комплексов с наибольшей надежностью позволяют выявлять все специфические детали традиционных способов производства, все приемы, которыми пользовались мас-тера-«ремесленники» определенных этнических образований.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.